Фрирайд умер, да здравствует фирирайд!

DH/4X/FR/DJ и все-все-все (и BMX конечно :)
Ответить
Аватара пользователя
admin
Сообщения: 15487
Зарегистрирован: Сб май 01, 2004 12:59
Откуда: Одесса

Фрирайд умер, да здравствует фирирайд!

Сообщение admin »

Изображение

Этот бездарный литературный феил был написан заместо честного и беспристрастного перевода пары статей которые показались мне уг. Тем не менее затронутая в них тема показалась мне, как очевидцу событий, близка. В связи с чем вы можете не менее бездароно потратить свое время на ознакомление. Ну и по желанию, как выражение внутреннего несогласия, разрядить прау раз свой говномет на форуме дхфр. )

Теория эволюции Дарвина, великолепна ! Впрочем отнюдь не британский натуралист является ее изобретателем, скорее наоборот, сам эволюционный процесс явил свету Чарльза Дарвина, и последнему оставалось всего лишь заметить закономерности в разнообразии видов и задуматься об их происхождении. Даже это было делом не простым ибо большое видится на расстоянии, а возможностей отойти в сторону у человечества не было, но Галапагосские острова - это такая маленькая “планета” и увидеть закономерности в маленьком примере оказалось легче, а когда идея “матушки природы” и основной закон “биологического мироздания” стали понятны, осталось перейти от частного к общему. Как и любой универсальный закон, “закон существования жизни” применим не только к жизни биологических сущностей. Естественный отбор применим практически ко всему и жизненный цикл -начало и конец есть у всего. (Тут прошареный читатель конечно должен вспомнить фильм LIfe Cycles.) Но, я предлагаю зайти чуть дальше жизни велосипеда и просмотреть на эволюцию направлений мтб с позиции теории эволюции. Точнее, я предлагаю поговорить об одном из пожалуй самых важных направлений, которое десятилетие назад полностью изменило ландшафт мтб, о фрирайде. И ответить на вопрос “жив ли он ?”.



Покуда на кастомных рамах катают единицы, а все остальные хавают то, что предлагает индустрия, первым симптомом кончины фрирайда являются модельные ряды различных фирм. На чем вы собираетсь катать фирайд ? На дх или ам ? ))) Еще совсем недавно 5-10 лет незад первые страницы каталогов начиналась с брутальных велосипедов под гордым заголовком фрирайд. Дх байки присутствовали даже не у всех производителей. Высокая каретка, короткая база, хода ближе к 250мм, вес ближе к 25кг. Более того для финансово не окрепших райдеров был придуман бессмысленный и этим прекрасный вариант - фрирайдный хардтэйл с вилкой 150мм и весом больше чем у современного ДХ байка 200+. Но время шло и, слово фрирайд перекочевало чуть глубже в недра каталогов, ФР стал заметно лайтовее чем ДХ , а катание переехало в парки. Дх рама с однокоронкой стала именоваться фрирайдный байк и, наступила вторая реинкарнация ФР. Но эволюция продолжалась, ДХ геометрия становилась пригодна для езды только вниз, а с другой стороны подбирались велосипеды для АМ, которые ехали вверх куда лучше “парковых” фр, а вниз почти не хуже. Делать два одинаковых по возможностям велосипеда не целесообразно и, выбор индустрии был конечно же сделан в пользу освоения нового направления - АМ. Желающие фигачить шоры и дропы могут доламывать старые фр байки или покупать мало потрепанные экземпляры на вторичном рынке.

Для большевиков после октябрьского переворота важнейшим из искусств являлось кино. И для фрирайда появившегося на просторах обтягушечников тоже. Может чиксам 90х и нравились бритые накаченный ноги, но настоящие суровые парани всегда видели в этом элемент гомосятены. Да, им было весело, но веселье это основывалось на низком уровне пдоготовки, и для участия в соревнованиях на приличном уровне не нужно было становится адским про с кучей тренеров и доктором. Но, что захватывающего можно показать по ящику из гонок цц так, чтобы дети липли к телевизорам и трясли из родителей денег на байк. А рынок нужно было развивать. В прочем давунхилы и слаломы тех времен тоже не отличались особой зрелищностью. Но психи на экране всегда в цене. И как только молодые Шли, Симонсы, Вандерхамы, Бордоны и прочие веселые парни начали кататься там, где это невозможно, а немного позже строить дропы шоры итд, новый герой индустрии был найден. Ура да здравствует фрирайд! И тут подкатила киногруппа !

Пожалуй, без преувеличения можно утверждать, что фрирайд это гениально созданный кинематографом миф. Вдумайтесь, люди которые никогда не катались с номером на время/очки, не тратили годы на подготовку и тренировки, почти мгновенно стали профессиональными спортсменами-звездами и начали безраздельно царствовать в мире мтб и, что важнее, в мозгах катающих. Подобное было когда либо возможно, разьве что в сёрфинге и лыжебординге. Достаточно просто быть крепким и везучим психом, и ты уже герой. Один Джошуа Бендер чего стоил! В прямом смысле стоил, сколько тысяч велосипедов было выклянчено у родителей в перерывах между просмотрами дизордеров.

Не менее важным было то, что не взирая на всю суровость происходящего на экране, это (ну конечно в меньшем масштабе) можно было повторить в ближайшем парке/карьере/лесу. Ну, по крайней мере, всем казалось, что это реально, и это всё двигало. Пила, топор, лопата и ты можешь примериться в роли киногероя фрирайдера. Ну пониже. Ну и что?! Ты мужик при любом исходе. И даже при уборке мужик вдвойне! Парни на экране открывали новые фантастические возможности катать, показывали, как это можно делать. Фрирайд это свобода катания и на экране ты видел, как райдеры преодолевали существующие границы. Это было не абстрактное понятие свободы “ты, в принципе, свободен делать то-то” нет, это было действие, реализация, “свобода онлайн”. И этим путем можно было следовать самостоятельно! Достаточно купить “фрирайдный хардтэйл”, фулфэйс, и твое свободное катание у тебя в руках, ты раздвигаешь границы собственных возможностей. И ты можешь быть один из первых в всоем районе, городе, стране!

Однако, каждый следующий фильм должен быть экстримальнее предыдущего, дропы должны быть выше, гэпы больше, трюки сложнее. Но, “больше”, “выше” и особенно трюки требуют тренировок, а задротство и свободное катание - взаимоисключающие понятия. И, конечно же, отрыв кино от реальности был неизбежен. Райдеры, пулявшие флипы на рампэйджах, быстро перешли из категории героев, достойных подражания, в категорию “не достижимого в принципе”. У свободного катания четко прорисовался “потолок” для простых граждан и оно тут же перестало казаться свободным. Режиссеры же в погоне за эффектами и трюками отправились в парки и на трассы слоупстайла.

Как почти во всём современном кино - эффекты и красивая картинка маскирует отсутствие смысла.

Вы, конечно, возразите, что и сейчас в “Лайф сайклз” и “Там где заканчивается тропа” фрирайд выглядит вполне живым. Фильмы красивые, как Нэшенал джеографик, и далекие от реальности обычного райдера, как фотографии с марсохода Кьюриости. Да и там уже нет ничего нового. Никакой новой идеи, никакой свободы и расширения границ возможного. Если под знамёна фрирайда можно было встать с словами:“идите вы в сад со своими гонщегами, я фрирайдер и катаю в свое удовольствие”, то посмотрев эти фильмы возникают похожие мысли, но уже в отношении такого “фрирайда”. Тема в кинематографе оказалась исчерпана. Смена декораций не скрывает повторяющегося сюжета или отсутствия смысла. Инустрия ищет новую идею и героев ибо, как говорится в американской пословице, в одну воду нельзя войти дважды.

Ну ладно, скажете вы, можно вытащить из кладовки стопку старых HVS c дизордерами, собрать Шор или Стаб (можно и более старое, но уж больно тяжко будет пересаживаться с совремкнного), Нокиан Газалодди 3.0, и кто помешает вам катать фрирайд по местам боевой славы? Наверно, вы недопоняли кусочек про кино. Когда вы нарезали новую для себя траекторию с горки или прикатывали на ней дроп, это было фрирадом. Вы раздвигали рамки собственного катания, но если вы сейчас туда вернетесь, это уже будет всего лишь жалким повторением. Не бывает фрирада в парке там, где есть сеть трэйлов и дорожек, в лесу, где есть раскатанные траектории. Даже если вы их сами раскатали пару лет назад. Всё это - просто катание.

Что мешает открывать новые возможности? Старые райдеры - скорее всего достигли предела разумного, большинство нубов тоже в состоянии увидеть потолок, выше которого не забраться. Найдутся и те, кто будет учиться на собственных ошибках. Но, если вы любите именно катать, что вы предпочтете: пол часа спуска в день и 4 заталкивания тяжелого куска железа вверх или два часа в подъёмнике и 4 чистой езды вниз за день в сумме? Если у вас будет выбор? Второй вариант, выберете топать пешком и катить тяжелый байк, или ехать на легком вверх, а потом вниз? Пожертвуете ли вы парой дропов в день ради удвоения количества спусков ? Да и логично ли искать, что-то новое там, где самые интересные траектории уже давно найдены и раскатаны. Потратить день на лазанье по кустам и к вечеру понять, что ловить там нечего, или проехать всё, что уже раскатали и получить от этого массу впечатлений? Ранше вариантов “или” просто небыло. Хочешь пульнуть - построй пулялку. Хочешь поездить вниз - ищи где можно проехать, а это уже и будет фрирайд.

Один мой знакомый ехал первый раз катать в большой байк парк. По мере проявления рельефа за окном, он всё чаще восклицал показывая на очередной склон, “о тут можно шикарно пофрирайдить !” Приехав рано утром в парк он пешком походил по нижней части горы и вернувшись изверг на окружающих целый поток соображений о возможностях фрирайда в этом парке. Но после открытия подъёмников и первого же спуска по одной из не сложных искусственных трасс разговоры про фрирайд улетучились сами собой. А парк был большой и трасс там было много, еще и естественных. В плоском питере большинство катающихся и не выезжавших в горы райдеров - это, разумеется, фрирайдыродавунхильщчеги и почти все, кто катает, мечтают этим заниматься. Некоторые утверждают, что катают фр и дх прямо по месту жительства. Конечно такой фрирайд бессмертен, но за исключением этого вечного оазиса, в остальном его можно считать пережитком прошлого.

В итоге, нет ни матчасти, ни героев, ни идеи. Есть только слова Д.Бендера, которые подойдут в качестве эпитафии, “Я не придурок, просто это было моим видением маунтин байкинга!”.

В прочем, что-то мы отвелеклись от эволюционного процесса. Из приведенных выше примеров достаточно очевидно следует, что вид фрирайдус вульгарис (фрирайд обыкновенный) если и не вымер окончательно, то без массовой поддержки пребывает в плачевном состоянии. Однако, природа не терпит пустоты, и конечно же такое глобальное явление не могло пропасть бесследно. Фрирайд действительно не исчез в никуда. У него есть явные потомки - слоупстайл и олл маунтин, и, кроме того, нельзя недооценивать то обстоятельство, что фрирайд во многом сформировал облик современного дх. Это не упоминая всяческих мелких подвидов вроде сити дх и даун молла, аваленчей итд.

Кроме того, фрирайд создал все предпосылки для появления и развития байкпарков. На первый взгляд парк с размеченными маркированными по сложности трассами и свободное катание не могут иметь ничего общего. Но именно парки оказались тем местом, где катание “а-ля фрирайд” стало широко доступно.

Большинство райдеров не являются спортсменами и гонщиками. Секунды их мало волнуют, их интересует катание и фан, и именно это направляло их на путь фрирада, и это же заманило их в парки. Пульнуть несколько больших столов и дропов безусловно фан, но где их возьмешь? Трэйлбилдерство - это трудоемкий и не простой процесс, который тоже требует знаний и навыков, а большинство райдеров ими не обладает, как, кстати, и лишним свободным временем, и желанием лопатить землю. Каждому нужен свой трэйл с блекджеком, шлюхами по вкусу и приключениями по размеру и прочности задницы. Иначе нет фана. Строить 4-5 шор-дропов разной высоты параллельно для себя в лесу никто не будет, хватит одного нужной, но интересная для строителей высота будет мало подходящей для большинства, да и стол это пара кубометров дополнительной земли. А байк-парки смогли предложить выбор для всех, именно они сделали катание доступным не только группке психов, живущих с бензопилами в суровых лесах, а тысячам людей.

Кроме того, только в парке можно за день накатать десяток тысяч метров потери высоты и провести в воздухе чуть ли ни четверть времени спуска на некоторых трассах. Всё эти цифры эквивалентны слову ФАН, много фана ! И это доступно каждому, не зависимо от возраста и навыков. Более того, парки это позиционируют, как семейный отдых. Не крутые четкие пОцаны, с железными яйцами, экстрималнейшим и крутейшим способом меряются писюнами, а семейный отдых. (фрирайд жив? ну-ну). Еще это создает индустрию мтб-труризма. Ехать хз куда и искать там какие нибудь локальные трэйлы? Есть шансы вообще не покатать. А парк - вот он. Вот сайт, вот карта, вот хэлметкамы. Понравилось? Погнали! Палатка и консервы удел туристов или нищебродов.

В прочем, сложно недооценить и обратное влияние. Именно с появлением парков - новых просторов для освоения.

ФР байк начинает эволюционировать, чтобы соответствовать новым требованиям. Из неподъёмной и неубиваемой дроп-машины смерти фрирайдный байк становится машиной удовольствий и в таком виде получает грандиозное развитие. Но есть и побочный эффект, в борьбу за новую среду обитания включаются продолжающие развиваться дх байки. Одним из популярных в прессе лозунгов этой борьбы ствновится: “Фрирадеры, это те, кто не достаточно хороши для гонок”. Изначатьно имеются в виду, конечно, прорайдеры в кино, а не катальщики, но покуда дети и 14 и 35 лет очень любят играть в про, это влияет на широкие массы. Дх (а гонки уровня км - это заведомо не слабая реклама и, разумеется, спонсорские вливания) набирает популярность отбирая ее у фр, а немного позже и ам начинает чувствовать себя в парках очень уверенно.

АМ, вероятно, единственный идеологический потомок фрирайда, как раз первоначального, а не паркового свободного катания. Ты можешь просто ехать, куда хочешь, даже вверх. Свобода, ура! Став же еще и новым фаворитом маркетинга (что важно не пересекаясь с дх), ам вогнал последние гвозди в гроб своего прародителя.

Возможно, современный ам байк - это и есть дальнейшая эволюция фр, который был вытеснен из парков туда, где нет подъёмников и ему пришлось учится хорошо ехать вверх. Ондако с этим можно и не согласится. В биологии есть такое интересное явление, адаптация двух совершенно разных видов, оказавшись в идентичных условиях, приводит к тому, что внешне они становятся очень похожи, хотя ни разу не являются родственными.

Суровые динозавры фрирайда меня наверняка поддержат, ам - это скорее скрещивание дх с цц. Все три являются гоночными дисциплинами. Существует мнение, что путь обучения цц езде вниз это трэйл, а путь обучения ДХ езде вверх это эндуро. В прочем для судьбы фрирайда это не так важно, как то, что нынешние ам-ные байки

великолепно себя чувствуют и в парковом катании (в особенности на более фановых искусственных трассах) и, кроме того, вполне достойно справляются с “тропинками” в суровых лесах. Да, дропы и шоры - это не их стихия (как и не дх байков), но зато они могут добираться вверх своим ходом. Таким образом он занял почти весь ариал обитания фрирада. На стороне ам индустрия и универсальность. Этого вполне достаточно, чтобы похоронить Фр, ибо норд-шора на фоне размеров теперешнего рынка явно недостаточно для сохранения вида.

Второй явный потомок фр - это, конечно, слоупстйл. Наверняка, тут не обошлось без водолаза © “Собачье сердце” - дёрт-джампинга. Думается, что это во многом коммерческо-рекламный продукт, но не смотря на это, он неплохо развивается. “Большие темы” теперь пуляют на подвесах ходом 100-120, а то и на хардтэйлах и наборы трюков на последних местах превосходят бмх десятилетней давности. Однако, скорости, амплитуды и “трассы” имеют явно не диртовые корни. Как вариант самого большого слоупстайла можно рассматривать рампэйдж. Тут даже историческая преемственность сохранилась.

Да, но было ли это вообще фрирайдом даже в 00годах? Какой это фрирайд, если райдер за месяц до заезда начинает расчищать себе траекторию на горе и считать сколько нужно сделать флипов, чтобы набрать больше очков? То, что изначально было рекламой стиля, его пережило и продолжило самостоятельную жизнь. Что оно рекламирует сейчас? Наверное напиток.) Слоупстаил - не массовый спорт изначально, но кубок мира по дх тоже мало кому светит. На слоупстайловом подвесе вполне можно попрыгать дёрт на местных спотах и, вообще, быть модным и приобщенным к слоупстайловой культуре парнем. Толпы народа катают на куда более неудобных вещах типа фикседоф и растабайков. Да и с горок оно едет тоже комфортнее, чем хт и дешевле чем ам, а это уже некоторая универсальность - шаг к массовости и популярности, а значит успеху на рынке. И будет совершенно не удивительно, если кто-нибудь вдруг решит, что катание на крепких слоупстайловых короткоходных подвесах вполне применимо к заросшим мхом, давно не катанным шорам, и слоупстайл наконец тоже откусит свой кусочек от фр, последний кусочек ФР.

Ну и в заключении.

Всё имеет начало и конец, конец одного является началом другого. Фрирайд завершил свой жизненный цикл и эволюция пошла дальше. Ни что так красноречиво ни свидетельствует об этом, как молодая роща новых направлений выросшая вокруг старого пня олдскула. В любом случае возможностей катания стало явно больше, интересных “шоу” тоже прибавилось. Стоит ли горевать? Конечно, те, кто пережил эту эпоху, будут говорить, что молодежь, байки и катание нынче не те, но в молодости и солнце было ярче и небо голубее, такова жизнь. Жизнь, чтобы катать и катать, чтобы жить.

http://cocopho.ru

Ответить