Страница 1 из 1

Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FSR

Добавлено: Чт июн 04, 2015 20:31
admin
Изображение

Совсем недавно, по всем значимым велосипедным ресурсам, прокатилась новость о новом поколении Specialized Stumpjumper FSR: http://bike.od.ua/forum/viewtopic.php?f=17&t=31153 . Информации о новинке масса, есть да же отзывы тест-райдеров. А мне всегда нравилось покопаться в истории, узнать немного нового о чём-то уже не новом...

Так что, любителям расширить свой кругозор, предлагаю удобно расположиться в кресле-качалке, накрыться клетчатым пледом и котом, заварить чайку с печеньками, и...

То — что в далёком 1981 году, Specialized Stumpjumper стал первым серийным горным велосипедом в истории, наверняка уже многие знают. Что название Stumpjumper переводится как — «мал да прыгуч», то же известный факт. Сегодня — это коллекционная редкость, уходящая с зарубежных аукционов за кругленькие суммы. Про Stumpjumper подробно и доходчиво написано вот в этой статье bike-crimea.com/stati/intervyu-s-osnovatelem-specialized.html

Изображение

Вообще, в компании очень трепетно относятся к своей истории и к её героям. Например, сотрудникам Specialized запрещено называть Stumpjumper привычным сокращением «Стампи», это считается «неуважительным обращением».

Перейдём пожалуй к полноподвесной версии Stumpjumper — FSR, которая увидела свет более чем 20 лет назад — в 1994 году.

Изображение

Стоит обратить внимание на то — что Stumpjumper FSR, в отличии от велосипедов других марок, с первой и до последней модели, принципиально не изменялся. Да, менялась форма крепления амортизатора, геометрия, материалы из которых изготовлена рама, но конструкция подвески всё та же. Подвеска FSR оказалась настолько удачной, что другие крупные производители выкупали патент на использование её в своих двухподвесах. А когда патент на FSR у Specialized закончился, очень многие марки скопировали её под своими названиями.

Дизайнером рамы выступил Dennis Wootten. А известный гонщик тех времён — Jason McRoy, выступая на Stumpjumper FSR в 1994 году, завоевал чемпионский титул Национального Чемпионата Великобритании.



Если приглядеться к велосипеду Jason McRoy — бросается в глаза руль от БМХ и натяжитель цепи на пере.



Изображение

Так каким был S-Works Specialized Stumpjumper FSR 1994:



Рама изготавливалась из хромомолибденовой стали «Direct Drive Prestige» по TIG технологии. Трубы переднего треугольника баттированые! Задний треугольник из алюминия. Фрезированный линк амортизатора из кованого алюминия. Подседельный хомут и часть болтов из титана. Покупателю были доступны размеры 16.5", 18", 19", 20" и 21.5".

Вот подробная геометрия рамы. Обычные для КК углы, короткий передний треугольник и вполне современные (для двухподвеса) 430мм перья.

Изображение



Воздушный амортизатор Fox, с гидравлическим демпфером, уже тогда, не сильно отличался от современных аналогов.

Изображение

Вилка FSX — плод совместной работы инженеров Specialized и Rock Shox. Демпфер от Judy, воздушная пружина, стальные ноги и шток, и карбоновые штаны!

Забавно — прошло более 20 лет, но и сегодня, на двухподвесах Specialized, чаще всего, мы видим амортизатор Fox и вилку Rock Shox. И то, и другое, так — же разрабатывается совместно с конструкторским бюро Specialized. Завидная стабильность!

Изображение

Колёса на втулках Shimano Deore LX и ободах Specialized Z-21 на 32-отверстия. Покрышки, естественно Specialized модели Shockmaster.

Изображение

Трансмиссия 3х7, и тормоза — Shimano Deore LX. Система со звёздами вполне современных размеров 22/32/42 зуба. Кассета с диапазоном 11-28 (прям современных ДХ стандарт).

Кокпит: руль — Specialized алюминиевый с двойным баттингом, вынос и подседельный штырь — Tahoma Sonne II алюминий, седло — Specialized ProLong.

Педали Shimano PD-M525 SPD.

Весил S-Works Specialized Stumpjumper FSR 1994 менее 13 кг! Весьма неплохой вес и по современным меркам. А стоимость составляла всего 1.800 долларов США...

Рама Stumpjumper FSR, без особых изменений, выпускалась 5 лет. В 1999 году свет увидел новый «Стампи» FSR получивший приставку «XC», рассказ о котором ждите в новой статье.



http://twentysix.ru/blog/120473.html

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Чт июн 04, 2015 20:45
fatman
а сегодня, если содрать наклейки с последней фото, то все автоматически будут ворочать рылом "фууу, ашан какой-то, водопроводный азимунд" и тд. тп

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 07:06
admin
Не вижу связи.

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 08:24
fatman
а так?
Изображение

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 09:46
admin
Т.е.я совсем не представляю себе что кроется за словом ашаноазимуд? Вот спасибо.

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 09:53
admin
Что, пружинка под седлом похожа? Ок. Что еще? Колеса круглые, есть руль и т.п.глупости. Тогда любой ашаноазимуд без пружинки - брат-близнец любого гоночного хардтейла. И да, я наконец понял смысл лефти - хоть чем-то отличаться от АА. )

А если серьезно то две последние фотки ну вообще ничем не похожи, особенно вблизи а лучше подержать, проехать. Людей не в теме вижу каждый день, это для меня не новость: а почему этот велик стоит 8 тысяч а этот 88? Ведь точно такой же. ))

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 10:26
Mario
Шутка о том, что ашаноаземудыардисы копировали (пытались) геометрии ДХ байков давно прошедших лет :)
Вот последний красный - реально ашанистый с виду :)

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 10:38
admin
Вы сговорились что ли? Какое копирование, какой геометрии? Может еще подвеска скопирована? Никто не пытался подсчитать шарниры, расположение?

Я вижу что издалека, для чайника, что-то очень отдаленное напоминает, но тогда и любые хардтейлы скопированы, чего уж там. А если стоит недодвухкоронка с дюймовым стаканом то да, это копировали с Демо. ))

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 10:43
Mario
Зачем настолько болезненно любить Стампи? Стампи, например, вообще не парится, кто о нём что думает и с чем пытается сравнить визуально, не ударяясь в очень важные мелочи :)

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 10:53
admin
Я извиняюсь, а откуда взялась "болезненность"? Тем что я пытаюсь обратить внимание на очевидное? Как бы все сказано, добавить нечего.

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 11:00
fatman
Ок, снимаем говно с вышеприведенного азимута и вешаем аморты, вилки, ходовую с красного Стампа. Сдираем деколи, красим в красный цвет и клеим на него название FSR. что будет на выходе? по схожести я имею в виду.
Марио выше уже пояснил, не думал, что это потребует такого долгого выяснения.

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 11:10
ter
Для неискушённого может оказаться схожим.
Я пару лет назад видел вел, написано Giant. Покрашен красиво, ровненько, но что-то смущало - что-то знакомое виделось. И не вилка с колёсами, сама рама. А через пару минут подъехал парнишка на Азимуте и стал рядышком, так рама один в один, практически слились.

Просто admin весьма искушён в искусстве различать АА от велосипедов - и для него они разные, как китайцы друг для друга.

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 11:44
Mario
Геометрия 1994 красива :)

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 12:04
ter
Ага, тоже понравился. Уже не стремительно-воздушный, но ещё и не массивно-агрессивный.

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 17:51
Graceland
а АА - это чо? анонимные алкаши? /извините/

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 05, 2015 19:58
admin
Анонимные Алкаши и то лучше шедевров Ашано-Азимуто-строения. )

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Сб июн 06, 2015 07:27
admin
Кстати таки прав Марио, нашел очередную копию (попытку) геометрии ДХ байков давно прошедших лет:

Изображение

ну вылитая же Норка:

Изображение

Достаточно провести простой опыт:
снимаем говно с вышеприведенного азимута и вешаем аморты, вилки, ходовую с оранжевой Норки. Сдираем деколи, красим в оранжевый цвет и клеим на него название Норка. что будет на выходе? по схожести я имею в виду.

Минутка велосипедной истории. Specialized Stumpjumper FSR. 2

Добавлено: Ср июн 17, 2015 19:55
admin
Изображение

В первой части статьи (http://twentysix.ru/blog/120473.html) я рассказал про самый первый двухподвес от Specialized выпущенный в далёком 1994 году. Через 5 лет, в 1999 году, свет увидел новый Stumpjumper FSR с маркировкой XC. Что это был за велосипед, и почему к названию прибавились ещё 2 буквы?

Наверняка многие уже замечали, что Specialized выпускает новые версии своих велосипедов с промежутком в 5 лет. Это традиция (или маркетинговый расчёт) прослеживается по всей истории производства велосипедов, начиная с первых моделей. Так и вторая версия Stumpjumper FSR увидела свет в 1999 году.

Но, справедливости ради, стоит сделать небольшое отступление и заметить — что Stumpjumper FSR ХС 1999 был не вторым полноподвесным велосипедом от Specialized. А вторым был вот этот скромный двухподвес, под названием Specialized Ground control 1996 года выпуска.



Сейчас сложно найти достоверную информацию о причинах появления данной модели, но наиболее очевидным предположением будет то — что Ground control был более бюджетным вариантом, рассчитанным на широкий круг потребителей. Базовая версия стоила 799 USD, и имела следующую спецификацию:

Рама из хроммолибденовой стали «Direct Drive Prestige» изготовленная по TIG технологии. Доступные ростовки: 13.5", 15.5", 17", 18", 19", 20.5"
Вилка: RST 381, корона\ноги\шток — сталь и алюминиевые штаны. Пружинно-эластомерная.
Амортизатор: совместная разработка RST/Specialized, 1.25" ход.
Тормоза: Shimano Alivio M-System
Система: Shimano Alivio, 22/32/42
Переключатели: перед — Shimano AceraX, зад — Shimano STX.
Кассета: 7-звёзд, 11 — 28.
Цепь: Shimano CN-IG31.
Колёса: обода — Mavic 238, 32 спицы DT Competition 2,0мм, покрышки — перед 26 x 1.95" Specialized Ground Control II, Зад: 26 x 1.95" Specialized Ground Master


Заявленный вес велосипеда, в такой комплектации, вызывает удивление — чуть более 13 кг.

Изображение

Specialized Ground Control выпускался в 5-ти различных комплектациях и да же с рамой изготовленной из алюминия, но продолжения данная модель не получила. Возможно из-за слабого конструктива (верхние перья крепятся к переднему треугольнику не через линк а через амортизатор напрямую), или же по маркетинговым причинам.

Теперь вернёмся к основному «виновнику» этого обзора — Specialized Stumpjumper FSR ХС 1999. Приставка ХС — это уточнение предназначения велосипеда. Дело в том — что к концу прошлого века (о боже как это звучит!) началось «расслоение» МТБ на различные дисциплины, и у Specialized один за другим, зрели такие знаковые модели как: Enduro, BigHit, P.3 и т.д.

Изображение

Stumpjumper FSR второго поколения, вобрал в себя все последние наработки велосипедной индустрии того времени:

Рама полностью изготовлена из алюминия. Уже тогда Specialized использовало собственный хитрый сплав под маркировкой А1. Подвеска естественно FSR ходом 3 дюйма. А вот крепление дискового тормоза появилось только на рамах выпущенных в 2000-ом году. На смену цифрам, в маркировке ростовок, пришли буквы S,M,L,XL.

Рассмотрим самую дорогую комплектацию 99-ого года «Pro» стоимость которой составляла — 2200USD. (Версия S-Works начала выпускаться в 2000-ом году)

Амортизатор Fox Air Vanilla Float R уже с внешними настройками отскока и компрессии. В описании отдельно указано — что амортизатор имеет воздушную негативную пружину, видимо замена витой металлической пружины было технологическим «прорывом» того времени.

Изображение

Вилка Rock Shox Sid с ходом 2.5 дюйма, воздушной пружиной, алюминиевым штоком\короной\ногами, магниевыми штанами и внешней регулировкой скорости отскока.

Изображение

Тормоза — Shimano Deore XT V-Brake.
Трансмиссия 3х9 Shimano Deore XT. Диапазон кассеты увеличился до 11-32. Система собственного производства Specialized ForeArm Elite, 22/32/44. Цепь Shimano CN-HG72.
Кокпит: подседельный штырь — Ritchey Expert, седло — Specialized Carbotech C, вынос — Specialized A-1, руль — S-Works весом всего 140г!
Колёса: втулки — Specialized STOUT, обода Mavic X222 32 отверстия, тянутые спицы DT 1,8мм и алюминиевые ниппеля, покрышки перед 26 x 1.95" Specialized Dirt Control Team, зад 26 x 1.95" Specialized Dirt Master Team.
Вес Specialized Stumpjumper FSR ХС 1999 PRO — примерно 12.5 кг.


На счету Specialized Stumpjumper FSR ХС, конечно, масса побед в гонках тех лет. При том что использование двухподвеса в спортивном Кросс-кантри вызывало, в то время, массу жарких споров. Одина из первых значимых побед — титул чемпиона Американской серии NORBA завоёванный Bart Brentjen.



Bart Brentjen — гонщик заслуживающий отдельной статьи, именно он завоевал золото на на первых Олимпийских играх 1996 года, в которых проводились соревнования по МТБ.

http://twentysix.ru/blog/120652.html

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Чт июн 18, 2015 10:22
ter
А я вчерась увидел хардрок года 2001-2002 - ещё на стоковой джуди с гофрой, красивый по-своему, однако. Даже в 21 раме.

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Чт июн 18, 2015 15:14
Leon4423
Если это он: http://1mg.me/?w=500&h=500&filename=200 ... g&f=Photos
То не понимаю) Выглядит как Madison Houston)

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Чт июн 18, 2015 15:59
ter
Не. Ещё злобнее выглядит. С сильными утолщениями..
Изображение
Вот как-то так.

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Чт июн 18, 2015 17:37
admin
Тема про подвесы как бы.

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Пт июн 19, 2015 03:35
ter
Виноват. Просто не удержался.

Re: Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FS

Добавлено: Вт апр 17, 2018 21:18
admin
Новый Stumpjumper 2019 вовсю тестят. Реклама симпатичная и довольно стебная:

ссылка на видео

В ролике есть и минутка велосипедной истории. Так что в тему.