GNG писал(а):Сейчас читаю книгу Б. Чертока "Ракеты и люди".
Прочел ее с пол года назад. Наводит на размышления. Что-то сломалось в развитии нашей цивилизации. На западе в 70е у нас в 80е годы. А ведь в 60х планировалось, что к 2000му году у землян будут базы на луне, марсе, венере и спутниках юпитера (у Чертока написано)
У меня "детская" космонавтика проходила с книгой "Справочник по космонавтике", с грифом ДСП непонятно откуда взявшийся в доме, 1964 года выпуска. Потом расчеты "орбиты на луну" на програмируемом калькуляторе МК-53. По трое суток работал не выключаясь. Считал криво, но правдоподобно
До сих пор немного того интереса осталось. Регулярно захожу на:
federalspace.ru http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/station/ http://marsrovers.jpl.nasa.gov/home/index.html http://www.astronet.ru/
Надеюсь все помнят в честь кого названа улица Королёва? Пока не переименовали. ) Насчёт Гагарин плазы не знаю, судя по второму слову уже пошёл процесс.
И не только Королев жил в Одессе, был у нас и Гагарин:
Научно–исследовательское судно, предназначенное для управления космическими аппаратами. Судно было приписано к порту Одессы. С 1971 по 1991 год судно выполнило 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане. В его задачи входило управление полётами искусственных спутников Земли и пилотируемых космических аппаратов, а также автоматических межпланетных станций.После распада СССР судно перешло в ведение Министерства обороны Украины, по назначению не использовалось, базировалось в порту Южный под Одессой. В 1996 году судно было продано на металлолом по цене 170 долларов за тонну австрийской фирме «Зюйд Меркур» и утилизировано.
Мне повезло, целый вечер (совершенно фантастический как для ребёнка) я провёл на борту в гостях у знакомого моряка.
white писал(а):Мне кажется что то романтическое время уже давно закончилось, когда казалось, что вот еще одно открытие и наступит мир и счастье во всем мире ... А жаль, в нашей жизни все меньше и меньше романтизма.
В Центре космических полётов Маршалла начались испытания в рамках проекта по разработке электрического паруса — революционного космического двигателя, способного доставить космический аппарат к границе Солнечной системы на максимальной скорости и вытолкнуть из гелиосферы. Испытания предоставят данные для моделирования самого устройства Heliopause Electrostatic Rapid Transit System (HERTS).
Как и солнечный парус, электрический парус использует давление солнечного ветра, но не фотонов, а протонов. В этом есть свои преимущества. Фотоны перестают давать необходимую тягу уже на расстоянии 5 а.е. от Солнца, где-то в районе пояса астероидов, а вот протоны — совсем другое дело. Электрический парус будет ещё разгоняться даже на расстоянии 16-20 или даже 30 а.е. от Солнца! Если верить расчётам, к этому моменту он достигнет очень высокой скорости. К примеру, расстояние примерно в 100 а.е. до гелиопаузы он преодолеет менее за 9,9 года с разгоном от Юпитера или за 11 лет без разгона, втрое быстрее «Вояджера-1» и вдвое быстрее аппарата на солнечном парусе.
Устройство состоит из ряда длинных и тонких тросов с высоким положительным зарядом и бортовой электронной пушки, направленной против движения космического корабля. Поток электронов из пушки заряжает тросы, так что положительно заряженный металл отталкивает протоны солнечного ветра и получает импульс. Солнце испускает протоны со скоростями от 400 до 750 км/с — так называемые быстрый и медленный солнечные ветра. Концепцию предложил в 2006 году финский учёный Пекка Янхунен.
Электрический парус НАСА будет состоять из 10-20 алюминиевых тросов диаметром около 1 мм и длиной 20 км каждый. Таким образом, парус образует окружность с диаметром 40 километров. Заняв исходную позицию, аппарат начнёт медленно вращаться (примерно один оборот в час), и тросы сами вытянутся во всю длину за счёт центробежной силы.
После этого от начнёт медленно двигаться. На расстоянии 1 а.е. от Солнца расчётная тяга составляет примерно 0,150 mN.
Эффективная площадь электронного паруса HERTS составляет примерно 600 км2 на расстоянии 1 а.е. от Солнца и увеличивается до более чем 1200 км2 на 5 а.е.
Сейчас проходят испытания в симуляторе солнечного ветра High Intensity Solar Environment Test (на фото внизу), где измеряется количество столкновений протонов и электронов от солнечного ветра с положительно заряженным тросом. Инженеры умышленно используют вместо алюминия стальной трос. Хотя сталь плотнее алюминия, но это нержавеющий материал, который моделирует нержавеющие свойства алюминия в космосе и позволит дольше проводить испытания.
Сенсоры замеряют отражения протонов от заряженного троса и количество притянутых к нему электронов. Эта информация нужна, чтобы разработать спецификации электронной пушки на аппарате.
В данный момент система HERTS находится на низкой стадии технологической готовности, признаёт НАСА. Даже если результаты испытаний в камере, моделирование и проверка систем развёртывания тросов окажутся успешными, а эти испытания займут два года, всё равно останется ещё много работы по проектированию и изготовлению электрического паруса. Первый космический корабль на таком двигателе мы можем увидеть только лет через десять.
МАКАРОННЫЙ МОНСТР ИЛОНА МАСКА
Мой юный читатель! Конечно же, ты ходишь в секцию ракетомоделирования, и тебе интересно, почему же русские инженеры ржут аки кони с этого канадского поца Илона Маска – в инженерном смысле, а не в смысле ловкого жулика, по плечо запустившего Невидимую Руку Рынка в американский бюджет. (И оставался бы он в американском бюджете, как и его покровители из Конгресса, и бог бы с ними, с голубыми (во всех смыслах) воришками, но мы поговорим о, собственно, инженерных нюансах, о которых не принято помнить в эпоху квалифицированных потребителей).
Сначала скучно.
Ракетостроение, как отрасль машиностроения, вбирает себя знания и технологии металлообработки, материаловедения, приборостроения, математического моделирования, дефектоскопии и проч., каждый писк в этой индустрии защищён патентами, зачастую зонтичными, все детали, узлы и изделия многократно испытываются на сверхдорогостоящих стендах, со своими требованиями, ограничениями, допусками и посадками, эти знания накапливаются годами и десятилетиями, весь этот комплекс стоит даже не сотни миллиардов, но триллионы долларов, государственные триллионы, триллионы из кармана американского народа.
Но если у вас, как государственного лоббиста, есть триллионная НАСА, которая, как государственная организация, подотчётна куче строгих докторов-аудиторов, а воровать вам ну очень-очень хочется, то надо придумать какой-то сверхдорогой проект, который, как жабу через соломинку, можно будет раздувать на бирже, попутно выкачивая деньги из бюджета.
Для этого вы:
- нанимаете болтливого чувака с блестящими глазами,
- нанимаете команду пиарщиков, дезигнеров и прочих сколь энергичных, столь и беспринципных,
- регистрируете частную компанию в Калифорнии, причём эта private company не обязана раскрывать нюансы своего финансового здоровья (гыгы),
- сливаете в эту шарагу: патенты, технологии, готовые проекты, техническую документацию (тысячами томов и сотнями тысяч чертежей – но поскольку это есть самая бесстыжая приватизация государственной интеллектуальной собственности на сотни миллиардов долларов из народного кармана, то вы объявляете болтливого чувака супер-пупер Изобретателем) и готовые трудовые коллективы настоящих изобретателей (это важно – целыми командами) напрямую из НАСА,
- проталкиваете через Бюджетный комитет Конгресса идею, что таким образом вы снижаете нагрузку на бюджет НАСА, особенно на его пенсионные статьи (мы же помним, что персонал НАСА – самые крутые инженеры – постепенно стареет?),
- вы обеспечиваете новорождённой шараге техническое, технологическое, патентное сопровождение, подключаете военных, разведку и контрразведку, затыкаете рты сотням и тысячам владельцев патентов, вы затыкаете рты десяткам и сотням журналистов, которые внезапно понимают, куда лучше никогда в жизни не пытаться «копать», иначе уволят нахер с волчьим билетом, вы подключаете к Гениальной Компании Уникального Вдруг Внезапно Из Ниоткуда Возникшего Гениального Изобретателя десятки и сотни первоклассных медиа,
- вы обеспечиваете Уникальному Гениальному Коллективу Молодых И Дерзких десятки и десятки заказов на рынке спутниковых услуг (ага, каждый, любой желающий может зайти туда, где пасутся четырёхзвёздные генералы и загорелые конгрессмены с благородной сединой),
- вы договариваетесь с биржевиками, брокерами, рейтинговыми агентствами, банкирами, со всей этой волчьей стаей, чтобы они «куда надо смотрели, а куда не надо не смотрели, снег башка попадёт, совсем плохо будет, докторов пришлют, из окна можно случайно выпасть, подавившись маслинкой, изнасиловать в полёте горничную – услуги джеймсбондов на выбор»,
- но вы же не можете развернуть производство ракет непосредственно на мощностях НАСА, поэтому вы помогаете новоиспечённой команде найти заводы (целую кооперацию – это десятки и десятки частных, полу- и полностью государственных компаний, зачастую из ведомства Пентагона) с аэрокосмическим бэкграундом, где можно будет клепать ракеты по проектам, слитым (безвозмездно, т.е. даром) из НАСА),
- и – вишенкой на торте – вы всем обещаете, что вы не просто делаете ракеты (это же может делать НАСА – и ради чего городить огород?) – вы обещаете, что вы делаете Уникальную Программу, ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ!!11одинадын – многоразовые ракеты с посадкой на планету Земля! Ура, победа, Голливуд ловит множественные оргазмы.
Если вы это всё можете провернуть в течение нескольких месяцев, то вы – из команды хозяев Америки, не меньше. Итак, всё готово к разводу лохов, все готовы, заряжены, разряжены и возбуждены.
Но это же, мать их, ракеты! Это же факиншит, планета Земля! А на ней гравитация, законы природы и разные мелкие инженерные ограничения.
Какие же?
Это геостационарная орбита, куда надо «вешать» спутники.
Это орбита МКС, куда пролоббирована (ну, это же каждый может, да?) доставка грузов грузовиками и, в перспективе, астронавтов – живых человеческих людей. (При этом государственной НАСА предложено покупать услуги частной private company, которая – см. выше – не обязана отчитываться о структуре финансовых потоков, акционерах и проч. – какая прелесть, не правда ли?).
Это габариты и средняя масса телекоммуникационных и военных спутников - несколько тонн, как минимум (не микроспутниками же заниматься? Все серьёзные люди, работаем по-серьёзному).
Следовательно, от забрасываемой орбитальной массы на геостационарную орбиту и от массы грузовиков (и кораблей с людьми) выплясывается энергетика ракеты.
Естественно, что вы не можете просто из кармана достать готовый насовский двигатель, потому что все удивятся – а в чём же уникальность и изобретательность? Поэтому вы у себя в кармане случайно находите отработанные насовские чертежи старого движка от американского лунного посадочного модуля (кто сказал – патенты? кто сказал – стенды?) – и берёте этот движок в качестве основного маршевого. Но таких маломощных движков нужно много, девять штук на старте – но вы громко кричите, что это Прорыв в Будущее – и пипл хавает.
Естественно, что технология мягкой посадки на планету отработана уже более 60 лет, поэтому вы берёте те же идеи из лунного посадочного модуля, и приделываете посадочные опоры к ракете. Но тут начинается инженерный анекдот – нормальные одноразовые ракеты достигли такого совершенства, что стенки их конструкции настолько тонки, насколько возможно, поэтому нормальными инженерами учитывается даже упрочнение материалов при заливке баков жидким кислородом. А вам говорят, что к этим тонким стенкам просто невозможно присобачить посадочные опоры – поэтому нужно городить опорные пояса, утолщения по всей обечайке, упрочнение конструкции, ставить приводы для «ног» - а это всё тяжело, это всё конструкция, сопромат, и постоянное утяжеление конструкции, и совсем не так, как на красивой презентации, которую вы показывали в Конгрессе (или не вы, а ваш загорелый покровитель с благородной сединой – и зачем ему эта вся головная боль? Решай, деревенщина, тебе деньги дали!) – и вы раком ставите уникальные (я не шучу) инженерные коллективы (которые вам дали, как рабов, скопом) – и они делают невозможное – отрабатывают несчастные раскладные посадочные опоры, делают это прекрасно, как могут настоящие американские инженеры… но вся подлость ещё не закончилась.
Естественно, что для мягкой посадки ракеты вам нужно много топлива и окислителя – это та самая «мёртвая» масса, которая бесполезна для вывода спутника на орбиту, но вам надо возить эту тяжесть, чтобы гарантированно посадить вашу ракету на платформу в океане (тут вы орёте диким криком, потому что на каждый лишний килограмм конструкции вам надо брать дополнительное топливо – или уменьшать заявленную, обещанную орбитальную массу).
Естественно, что, имея лунные технологии, кучу лунных двигателей, вы пытаетесь хоть как-то сэкономить на конструкции. Самое главное – вы не можете производить свою ракету на самом космодроме – там банально нет этих факиншит технологов, рабочих, сварщиков, металлургов, слесарей и всего этого сброда, который хочет есть и трахать баб, поэтому вы, стараясь хоть как-то сэкономить, должны доставлять ракету по частям на военную базу Вандерберг (кто сказал – Пентагон?) – а как это сделать, кроме как по железной дороге??
И тут вступает в действие Его Ужасное Величество – Железнодорожный Габарит. Вы не можете поменять мосты, переезды, контактные линии по всей протяжённости трассы от завода до стартового комплекса, поэтому вы обязаны вписать конструкцию в максимальный габарит 3.7 метра.
ТРИ ЦЕЛЫХ СЕМЬ ДЕСЯТЫХ факиншит метра. Это всё, что вы можете. Понимаете? Вы, властелин США, раком поставивший всех, вынуждены считаться с железнодорожным габаритом.
Оу Кей, ковбои, так что же получается с нашими девятью «Мерлинами» и железнодорожным габаритом 3.7 метра? И тут получается дикий, липкий ужас инженера – чтобы запихнуть столько топлива и окислителя, чтобы вам вытащить на орбиту обещанный груз, вам нужно сделать ракету высотой… высотой… (поднимите расчётчицу, она некрасиво валяется в обмороке) – 70 (прописью – СЕМЬДЕСЯТ) метров.
Вам дурно. Вам реально дурно – при диаметре 3.7 метра вам нужно обеспечить полётную прочность «макаронины» длиной 70 метров (делим 70 на 3.7 и получаем отношение 18.9 – один к девятнадцати!). Самое страшное – вам надо обеспечить устойчивость первой ступени этой «макаронины» на платформе в океане (кто сказал – волны?!) – колонны, высотой 55 метров, - и удержать её при нормальном бризе (кто сказал – давление ветра?!). Вам очень плохо – вам нужно увеличивать «ноги». Они банально должны быть длиннее. При их габаритах, их нужно делать толще, прочнее (кто сказал – мы режем по массе?!). На каждый лишний килограмм «ног», на каждый лишний килограмм «макаронины» - вам нужно дополнительное топливо и кислород.
Факиншит. Рили факиншит.
Вы пытаетесь улучшить инженерное качество этого макаронного монстра. Вы, совершенно случайно, достаёте из широких штанин технологию переохлаждения керосина и кислорода - так хоть на несколько процентов топлива и окислителя можно больше впихнуть в те же баки - при этом о цене такой технологии вы молчите - это же потери и затраты, это всё стоит деньги, не предусмотренные ни в какой смете, но вам уже плевать на сметы - вам надо служить "макаронному богу" и физическим законам планеты Земля.
Но вы же владелец Америки. У вас болит голова. Ваш клоун прыгает по всем СМИ, а вас спрашивают коллеги из Комитета: «Слушай, Билли, приятель, ну, как там, с дивидендами?»
Неудобно перед пацанами.
И вот ваш инженерный ублюдок, размером с ракету тяжёлого класса, зажатый железнодорожным габаритом, отягощённый «ногами» и мёртвым запасом посадочного топлива, начинает выводить на орбиту (у вас, всё-таки, первоклассные рабы, когда-то работавшие в НАСА) орбитальную нагрузку, которую может выводить ракета лёгкого (ну, хорошо, легко-среднего класса).
Под дружное ржание русских и европейцев. Даже китайцы хихикают.
Но вы же хозяин Америки. И вы, ужаленным койотом, через сотни и тысячи карманных СМИ воете на всю планету Земля, что ваша «макаронина» вот-вот сядет. Она падает раз, она падает два – но вот посадка!!! Вам удалось не уронить «макаронину»! У вас же лучшие на планете программисты.
А что дальше? А дальше – самое скучное – вам надо заново всю «макаронину» дефектовать и обследовать – может ли она, космическая конструкция, торжество материаловедения и инженерной мысли, стартовать ещё раз – надо изучить, как пережил сверхнагрузки, температуры и вибрации каждый элемент, каждая факиншит прокладка, нет ли в каждой детали, в каждом сварном шве микротрещин, нет ли дефектов в каждом информационном кабеле. А у вас – ма-ка-ро-ни-на – с девятью допотопными лунными движками, состоящая из сотен тысяч деталей, узлов и механизмов. И каждый узел должен сработать безотказно – после посадки - и снова работать на сверхперегрузках.
И вы, почти хозяин Америки, гениальный промоутер, раком поставивший сотни тысяч специалистов, – от сраного инженера до четырёхзвёздных генералов, от девки из пиар-службы до ушлого банкира из Банка О Котором Лучше Забыть – вы понимаете, что вам надо дотерпеть до конца президентского срока того слишком смуглого парня с усталым взглядом, не получить пулю, не выпасть из окна, не подавиться маслинкой и, боже упаси, не изнасиловать горничную.
А что же ваш бойкий пацан с наглыми глазами? А он сегодня вынужден прилюдно объявить, что удачно севшая ракета – по результатам обследования - непригодна для повторного пуска.
Oh fucking shit...
Гм... Автор оказался не журналистом бульварной газеты, а вполне себе серьезным чуваком, после Бауманки занимавшимся много лет ракетной техникой. Ещё и потомственным, мама с папой из той же области.
P. S. Мне бы лично хотелось чтобы все получилось, точнее у всех получилось. Чем больше разнообразных средств доставки, миссий, планов тем лучше. Кстати на днях принимают бюджет НАСА.
А то, что идеи Маска не так однозначны и гадать нечего. Никто всей правды не скажет, только через много лет узнаешь например о полном финансовом провале такой, казалось бы, гениальной идеи как Шаттл. Ну на пальцах любому объяснял и не раз насколько все просто, дёшево и круто. Сейчас почитал отчеты - офигел. Не так все было, совсем не так. (С)
ссылка на видео
ноябрь 2016 Космический центр Кеннеди, LC-39A Макет полезной нагрузки
Первый демонстрационный полет. Планируется посадка боковых ускорителей и центрального блока.
И Falcon 9 (13 тонн) с вариантом Falcon Heavy на 53 тонны, первый испытательный полет которого съехал на 2016 год.
читал, вот цитата.
Полез на http://www.spacex.com/falcon-heavy там только встретил "When Falcon Heavy lifts off later this year, it will be the most..."
а потом гугл показал тут http://spaceflightnow.com/launch-schedule/ слова что надо ждать, да и en.wikipedia.org дала числа 2017 года. Видно сложности обновления на русскоязычной вики.
Главной же проблемой Falcon Heavy можно назвать постоянные переносы сроков, изначально ее первый пуск был запланирован аж на 2013 год. Была некоторая надежда на первый пуск в 2016 году, но недавняя авария Falcon 9 поставила крест на этих планах. Остается только надеяться, что пуск не съедет дальше, на 2018.
Поторопились конечно, но все равно - свершилось очередное знаменательное событие.
Как известно, компании SpaceX удалось осуществить успешный запуск и возвращение уже использованной ранее первой ступени ракеты-носителя Falcon 9. И это был вовсе не испытательный, а полноценный коммерческий запуск ракеты с дорогим грузом на борту. Через 9 минут после запуска, в ходе которого на орбиту Земли был выведен спутник связи, ступень плавно опустилась на плавучую платформу. К сожалению, ключевой момент показан не был, но технические накладки могут быть у всех, тут ничего не поделаешь.
При этом в новостях почти не упоминалось о том, что компании удалось не только успешно вывести на орбиту спутник и вернуть на Землю ступень ракеты. Есть и еще одно достижение — SpaceX вернула и головной обтекатель. Сообщается, что неповрежденной на Землю вернулась половинка обтекателя, но и это — большое достижение. «Это великий день. Я, честно говоря, ошеломлен. Я просто потерял дар речи после всего, что случилось. Наша талантливая команда проделала огромную работу», — заявил счастливый Илон Маск после возвращения всех элементов ракеты. Эксперты считают, что все это — начало нового этапа в развитии космонавтики.
Кстати, стоимость обтекателя не такая уж и маленькая, в случае Falcon 9 это около $6 млн. В ходе каждого запуска обычной ракеты обтекатель, обе его половинки, отделялись от носителя и падали на Землю после выхода из плотных слоев атмосферы. Маску показалось расточительным терять $6 млн, и он решил попробовать вернуть обтекатель. Если даже удалось посадить без повреждений лишь одну половинку, это уже достижение и одновременно неплохая экономия. Мягкую посадку для обтекателя удалось осуществить благодаря использованию специальных управляемых парашютов и двигателей.
До SpaceX повторный запуск возвращенных на Землю элементов космических аппаратов удавалось лишь Blue Origin и НАСА. Но в случае с компанией Джефа Безоса речь идет о космическом «кузнечике», ракете New Shepard, которая гораздо меньше Falcon 9, да и в открытый космос она не выходит, а поднимается лишь на 100 километров. Задача этой ракеты — доставить туристов на заданную высоту, где они будут находиться в течение 4 минут. После этого ракета возвращается на Землю, где капсула приземляется отдельно, а ступень носителя — отдельно.
У НАСА же были «Шаттлы», но их тоже нельзя сравнивать с Falcon 9 — ни конструкция, ни задачи, как говорится, и рядом не стояли. НАСА реализовала проект многоразовых космических аппаратов за бешеные деньги — многие миллиарды долларов США. Обслуживание, запуск, возвращение на Землю «Шаттлов» — все это стоит годового бюджета относительно небольшой страны.
У Маска же — вложенный $1 млрд собственных средств компании и ряд инвестиций. Ни о каких десятках миллиардов здесь говорить не приходится. Похоже на то, что последний успех SpaceX уже по-настоящему открывает эру коммерческого туризма, после чего частные компании будут играть все более важную роль в космонавтике. Конечно, успех появился тоже не вдруг. «Это заняло у нас 15 лет, много времени», — говорит Маск. «Много сложностей встретилось на пути. — Но это, определенно, революция в космических полетах».
По мнению Бобби Брауна, первого главного технолога НАСА, через пятьдесят лет люди оглянутся назад и поймут, что коммерческая космонавтика родилась именно сейчас. Браун сравнил успешный полет Falcon 9 с первым успешным коммерческим самолетом Boeing 707. Этот самолет совершил первый коммерческий полет из Нью-Йорка в Париж в октябре 1958 года. Через десяток лет полеты осуществлялись уже по всему США и миру, началось бурное строительство аэропортов, терминалов, багажных отделений и всего, что сейчас составляет авиаиндустрию.
Браун отмечает и успехи Blue Origin, но все же эта компания занимается космическим (вернее, суборбитальным) туризмом, а не полноценными полетами в Космос. Для запуска ракеты, подобной Falcon 9, необходимо в 10 раз больше энергии, чем для запуска New Shepard.
Понятно, что у SpaceX есть и конкуренты. Это, к примеру, та же компания Boeing. У нее, как и у SpaceX, есть контракт с НАСА, эта компания тоже разрабатывает ракету-носитель. Но пока что именно Маску принадлежит заслуга возвращения на Землю первой ступени ракеты-носителя, что позволяет экономить значительное количество средств.
«Повторное использование элементов ракеты-носителя было сложной задачей, но отнюдь не невыполнимой. Сейчас, чтобы быть конкурентоспособными, я думаю, другие компании начнут делать то же (разрабатывать возвращаемые ступени ракет, — прим. ред.). Представьте, если бы мы были единственной авиакомпанией, самолеты которой — многоразовые, а у всех остальных компаний они были бы одноразовыми. Я имею в виду, что это совершенно неконкурентная позиция», — заявил Маск.
Сейчас специалисты SpaceX заявляют, что ракета Falcon 9 требует некоторой доработки. В частности, нужно усовершенствовать тепловой щит ракеты. Маск надеется, что финальная версия Falcon 9 будет рассчитана на несколько повторных запусков. По плану, к 2018 году первые ступени (а возможно, и обтекатели) можно будет использовать вплоть до 10 раз. В более отдаленном будущем Маск надеется на возможность использовать одну и ту же ступень вплоть до 100 раз, с условием ремонта после определенного количества запусков.
Вообще говоря, Маск иногда дает обещания, которое не в состоянии выполнить. Правда, это касается, в основном, сроков реализации проектов его компаний. Что касается намеченных целей, то они, хоть и с опозданием, но выполняются. А цели эти достаточно амбициозны. https://geektimes.ru/post/287550/
Почему-то думал что 12 апреля чисто советский праздник. Оказывается на 1-м месте по числу праздничных мероприятий в этот день - США, дальше Германия и проч.
admin писал(а):М-да, весь мир празднует, а в городе где родился Глушко, где учился Королев - тишина. Или отмечают где-то? Печаль.
Ольгиевская, 10.
Добровольский, памятник которому стоит у Звёздного и назван проспект...
Я сыну рассказал, в школе им тоже рассказывали. Не всё так плохо ещё и декоммунизация тут ни при чём. Вспомните недавнюю истерию с мощами, с ними же выгоднее и интереснее иметь дело на высоком уровне, чем с космонавтами, которых нет