Уроки правильной посадки по науке

DH/4X/FR/DJ и все-все-все (и BMX конечно :)
Ответить
Аватара пользователя
admin
Сообщения: 15487
Зарегистрирован: Сб май 01, 2004 12:59
Откуда: Одесса

Уроки правильной посадки по науке

Сообщение admin »

upd: по просьбам трудящихся, прошу считать метод, обозванный мною «по науке» методом «я попытался применить некоторые законы физики».

Сразу оговорюсь, что всё, что вы прочитаете ниже, — только мои мысли и домыслы, и выкладываю их, в первую очередь, ради того, чтобы услышать комментарии более опытных и продвинутых гонщиков. Авось, вместе найдем истину.

Изображение

Все мы знаем, что основное на даунхильной трассе — это управление байком и его контроль. Чтобы улучшить эти параметры мы используем много методов: покрышки и давление в них, геометрия рамы, положение и геометрия руля, а так же наша посадка на байке. Именно две последние вещи я и хочу рассмотреть, тем более, что они непосредственно связаны друг с другом.

Правда как подумает неопытный гонщик основное из этих пунктов это руль — ведь он создан чтобы мы могли управлять велосипедом. Но это совсем не так. Главное тут это как раз посадка, ибо как известно продвинутым бойцам — управлять байком надо своим телом, а не поворотом руля. И именно посадка отвечает за то, на сколько эффективно и правильно это делать. А руль, он как раз помогает или наоборот мешает создать ту заветную, верную посадку.

Собственно для начала можем понять, почему у нас педали расположены именно там, а не в оси заднего колеса — ведь там можно эффективней передавать усилие.
У нашего байка есть такая штука, как центр масс, и расположен он как раз где-то в районе каретки. Поэтому создатели велосипеда думаю и решили максимально «сосредоточить» человека на оси проходящей через него.
Центр масс полезная штука — чем он ниже тем тело устойчивее. При вращательном движение по теореме Гюйгенса-Штейнера момент инерции через ось проходящую через центр масс — минимальный. Соответственно и управлять байком нам проще при разных поворотах и наклонах.

Передаем своё усилие на байк мы в первую очередь через педали и систему. Точнее через каретку. Поэтому недолго думая я и решил расположить человека именно максимально над кареткой.

На скорую руку мы решили сделать такую установку, имитирующую езду вниз под уклон, чтобы разобрать нашу посадку:

Изображение

Если кто захочет повторить это дома, вам надо или быть Яшей, чтобы стоять упершись в стену на одних ногах. Или зажать передний тормоз хомутиком, и упереть байк или в стену сбоку рулем, иил как мы поставить в стойку для велосипедов передним колесом. ( нам нужно было стоять на байке, не держась за него руками, чтобы искать нужной положение руля).
В качестве вертикального отвеса замутили рулетку проходящую через каретку.

В катание на велосипеде есть много разных аспектов, которые не позволяют нам поместить вес тела четко над кареткой (например сидя на седле мы получаем неплохую картину (не зря создатели старались), но к сожалению в такой позе мы не можем контролировать и перемещать байк под собой. Поэтому мы пытались максимально понизить центр тяжести, а так же распределить вес нашего тела примерно поровну относительно оси. К сожалению мы не знаем, каково распределение веса между нашими конечностями, но точно знаем одно — голову надо как можно дальше назад запрокидывать, она у нас очень тяжелая.

Изображение

Встегнувшись в педали, первое, что мы отметили и замерили — что дает нам опускание пяток при езде. Это известный факт, который советуют многие именитые гонщики (например Фабьен Барель в своём обущающем видео). Оказалось, что всего-лишь опустив пятки стоя на педалях — наше тело (замеры делались по спине) опустилось аж на 10 сантиметров.

Далее можем увидеть самую распространенную и ошибочную посадку «на руле»

Изображение

Если мы не трековые гонщики, у которых ноги весят, наверное, больше остального тела, то наши ноги весят меньше трети веса. Поэтому мы отлично видим, что наша масса не сосредоточена над кареткой. Поэтому кроме проблем в управлении мы в таком положение еще и склонны переворачиваться на склоне. Это положение подойдет при езде в гору, чтобы не переворачиваться назад.

Максимально отклоняться назад с прямыми ногами на малом уклоне, тоже не имеет смысла: вес тела будет где-то сзади, и мы не справимся с байком.

Изображение

Нам, конечно, очень хотелось бы согнуть ноги побольше и сесть пониже, но боюсь, что некоторые наши органы не будут рады близкому знакомству с задним колесом и подседельной трубой.

Изображение

Можно использовать такую посдаку: вес тела распределен примерно симметрично относительно оси проходящей через каретку, но всё же лучше, опустить попу и более вертикально держать спину, чтобы максимальный вес был прямо над центром масс байка, и давил туда, без всяких рычагов, а так же понизился центр тяжести (имхо).

Изображение

Тут уже в дело включается то, на сколько вы сможете прогнуться и держать ровной спину.
Лично мне кажется лучшей такая посадка: ноги немного согнуты, попа открячена немного назад и максимально опущена вниз, а спина максимально прогнуты и вертикальна.

Изображение

Кстати, данная посадка так же максимально эффективна при резком ускорении ( например в 4х), тк позволяет давить на педали всем телом и работать спиной. Спасибо Яше, тому что научил нас этому на сборах. Так же много чего еще полезного можно делать с прямой спиной =)
Могу еще вложить фоточку Filipa Polca, с которым я имел радость покататься и понаблюдать за посадкой.

Изображение

Тут положение байка в полете наоборот «в гору», но идея всё та же — вес на вертикальной оси, проходящей через центр масс максимально низко.

Далее начинается вторая часть — выбор геометрии руля. Обсуждая это, я и придумал такую систему определения посадки.

Моё мнение — встав в такую позу, надо оценить, как далеко могут дотянуться наши руки, и на какую максимальную ширину они могут раздвинуться, не опустив наше тело вперед. Тут уже всё сильно зависит от вашего роста и длины рук. Я очень низкий, лапы короткие, да и вилка на байке ныне низкая к сожалению стоит, поэтому как мне показалось ( к сожалению, наша установка была не достаточно жесткой, чтобы спокойно стоять в такой позе и перемещать руки с рулем в воздухе) мне нужен нулевой вынос, а так же достаточно высоко стоящий руль.

Отмечу тут, что места, за которые мы держим руль (где грипсы) можно повышать разными способами — кольцами под выносом, или например подъемом руля. Как верно объяснил мне VLomoboy (спасибо ему за это) — если мы ставим руль с большим подъемом — ручки идут вверх по вертикали, поэтому кокпит получается длиннее, а если повышаем за счет колец под выносом — то руль уходит немного назад (шток вилки то под углом) и кокпит укорачивается. Наверное, именно поэтому гонщики ставят под короны кучу проставочных колец, а не используют рули с 50 мм подъемом в ДХ. Я бы себе взял руль с малым подъемом и кучу проставочных колец.

Широкий руль, имхо — это хорошо, он помогает нам лучше контролировать байк ( когда дергается перднее колесо у нас есть больший рычаг чтобы его удержать). В узких рулях я знаю только преимущество то, что легче дергать байк (еще подсказали такое: Маневренность переднего колеса, с коротким рулем колесо можно повернуть сильнее при том же повороте рук. Кантрийщики это ценят что в дх не сильно нужно). Поэтому я бы выбирал максимально широкий руль, и короткий вынос.


Не стоит забывать, что нам надо совершать еще кучу разных движений на велосипеде. Все это будет корректировать нашу посадку, да и положение руля, не стоит бросаться в крайности — нужно искать золотую середину.
Так же стоит отметить, что держать спину в таком положение — очень сложно, поэтому за ней стоит следить, качать её, всячески тренировать, растягивать и беречь. Даже у тех, кто долгое время ходил в качалку, она часто болит при катании — в первую очередь из-за специфических нагрузок, поэтому, чем больше вы катаетесь в таком положение, или делаете что-то другое, тем больше спина к этому привыкает и прокачиваются нужные мышцы.

Надеюсь часть мыслей в моей статье верные, и они отлично смогут дополнить и объяснить наблюдения Ника, который рассматривал ту же проблему, но с точки зрения своего огромного опыта катания.

p.s. спасибо Артуру и Михи за первую конструктивную критику и помощь в созаднии статьи.

http://twentysix.ru/blog/Fizteh/109952.html

Аватара пользователя
admin
Сообщения: 15487
Зарегистрирован: Сб май 01, 2004 12:59
Откуда: Одесса

Re: Уроки правильной посадки по науке

Сообщение admin »

Обновленный текст: http://twentysix.ru/blog/109966.html

Ответить