Встали поздно, купаемся, доедаем ужин
Доесть уху не смогли, нашелся помощник-
К сожалению, все он утащить не успел, незаметно пришел прилив – и все смыло… Странное дело эти приливы – только что во время дежурства заходили в воду по камням, а после завтрака – вода была уже у самых деревьев… конечно же мы опять купались, и не раз.
11.00 – выезжаем, вдоль дороги - клубничные поля, запах клубники везде –
Наконец выполняем Витину мечту сфоткаться с этими непонятными белыми пакетами. Интересно все-таки – там трава или сено ? и чем обработано, чтобы не портилось?
Valldal – ребята опять пошли в магазин, что-то там захотели ( хлеб или просто посмотреть) . А мое внимание привлек мужчина очень преклонных лет, которому явно тяжело ходить, поэтому он передвигается с помощью такой вот тележки –
Пока ждали ребят, мимо проехало много людей на велосипедах с корзинками – почему ж не ездить в магазин на веле, если даже мы спокойно оставляли свои у входа.
Сегодня по плану – Лестница Троллей. Поскольку едем мы с юга на север, по Trollstigen мы будем спускаться. Но чтобы спуститься, сначала нужно подняться И мы поднимаемся… Вокруг лес, горы, водопады.
14 км (12.40) w.p.39 – смотровая площадка Gudbransjuvet-
Такой вот агрегат-
Едем дальше, все выше и выше…
28.5 км (14.40) – стали на обед (w.p.40) на цивилизованной стоянке, переждали ливень, поспали
18.00 – выезжаем, постепенно поднимаемся
Последние километры погода все-таки опять портится, ветер, холодно, поднимается туман.
38.8 км – на смотровой площадке над лестницей троллей
Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. ?ndalsnes) в коммуне Рёума и Валлдал (норв. Valldal) в коммуне Нурдал в фюльке Мёре-ог-Ромсдал.
Дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года, после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъёма делает 11 резких поворотов[2], высота подъёма иногда составляет 9 %.[2] Примерно на середине подъёма находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen).
Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра[3], поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.[2]
В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.
Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.
На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров
В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса[4] до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. ?vstest?l) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905—1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон[5].
Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом. В составленном документе о приёмке дороги написано, что «присутствующие представители коммун попросили короля дать дороге название, после чего тот назвал её Тролльстигвегеном», то есть дорогой «Лестница троллей
Начинаем спускаться, хотим красивое фото на серпантине – и на нас надвигаются облака-
Ехать невозможно, стоим выжидаем.
Почти сразу же –
47.7 км (22.30) w.p.42 – место ночевки 14 день . стали в сосновом лесу
Поход почти окончен, жаль
Проехали за день – 47.7 км, набор высоты – около 1100 м
День 16 (15) Andalsnes-Dombas (ж.д.), Dombas-Oslo (ж.д.) (13.07.14)
Утром – мюсли, омлет, шоколадный крем - организмы требуют еды, много еды Объяснения, что все уже закончилось - не принимаются.
Саша поднялась/спустилась на лестницу троллей (8.650м в одну сторону), Аленка тоже поехала покататься… Гвозди бы делать из этих людей..
10.55 - грустно, хоть получилось больше, чем надеялась в самых смелых мечтах, собираемся, едем в Andalsnes на поезд в 16.50.
11.35 -После пересечения реки - через мост до выезда на трассу к железной дороге - грунтовая велодорожка (500м), знак 4 км до Andalsnes,
w.p.43 - на въезде в Andalsnes Kiwi – в вк. работает с 12 до 20. Ждем открытия, каждый берет себе по литровой банке повидла…
w.p. 44 – жд вокзал
Все магазины закрыты в воскресенье, с трудом нахожу себе пару магнитов с троллями на память. Городок маленький, покаталась по набережной, разбираем велосипеды. Ребята распечатывают билеты на поезд, не совсем понятно что делать с багажом (билетов на велосипеды мы при покупке не нашли). Суета при погрузке. Распихали велы по багажным полкам (они маловаты для этого) и перед первыми сиденьями (никто не возражал). Часть даже отнесли в настоящее багажное с пристегнутыми там велосипедами (дополнительная оплата за вел – до 200 нок за шт.) Но у нас они были разобраны уже для перелета (оба колеса почти у всех сняты)
Маршрут Andalsnes-Dombas является экскурсионным, там действительно есть что посмотреть из огромных и чистых окон поезда. Сиденья удобные, остановки в наиболее красивых местах. ..
Но эти виды не идут ни в какое сравнение с тем, что мы уже видели.
Приезжаем в Домбас-
Кто-то пошел в город, кто-то - спит на вокзале-
Готовим недалеко полноценный ужин с видом на закат -
Ночью садимся в поезд Dombas -Oslo (Luftavn, Gardermoen )– вот здесь необыкновенно красиво за окном, какое-то бесконечное озеро, дождь , но меня просто выключает…засыпаю..
Oslo (Luftavn, Gardermoen ) – перепаковываемся, у нас один багаж на всех. Из ручной клади изымают шоколадные крема, повидло (запечатанное) – как стекло и жидкость наверное. Жаль, хотелось угостить на работе , а к велу уже по весу не помещалось… ну и ладно….
Riga - вышли, повалялись у аэропорта -
Всем участником спасибо за компанию и участие, а кто дочитал – за терпение
Итого с 28.06.14 по 14.07.14 (активная велочасть похода - 29.06.14-13.07.14) пройдено 932 км ( на велосипеде - 873,5 км + 58,5 км пешком), перепад высот - порядка 18 670м
Бюджет поездки получился 512 Евро-
из них-
дорожные, транспорт -437 Е (авиа туда 197 Е+обратно 110 Е+багаж 14,22Е/чел + жд 249 нок=525 гр+паромы 295 нок + автобусы 2191 нок/7 чел )
еда - 36 Е ( раскладка дом (питание) 379,21 гр + там 756,5 нок /7 чел)
развлечения - 36 Е (включая экскурсию в Риге 10Е + каяк 300 нок)
бензин, аптечка, ремнабор - 3 Е
Поздравляю участников
Кириллову Александру
Малюту Елену (Шорох)
Андриевского Виталия (Vitalka)
Дубенко Сергея (White)
Николаева Виталия (Бокораш)
Евстафьева Виктора
с 3 местом в конкурсе велопоходов на сайте Велокиев-
Длинный поход: Дальнее Зарубежье
1 место - ДЗ-08 Первая украинская велоэкспедиция "ТрансАнд: через Анды к истокам цивилизации инков" - 4,514
2 место - ДЗ-02 Небесные горы (Тянь-Шань) - 4,486
3 место - ДЗ-01 Солнечная Норвегия (Юго-Запад) - 3,986
(http://www.velokiev.com/forum/viewtopic ... 2&t=141262)
всю группу приглашают прийти на награждение, которое будет проходить
22 ноября в субботу с 16:00 до 18:00
в рамках выставки Winter Sport eXtreme 2014
по адресу Салютна 4, Экспоплаза
не могу не поделиться - http://shchsg.livejournal.com/257587.html
видео по Норвегии от Щеколдина Сергея - вид с моря - необычно и красиво.. (больше севера - Лофотены, мыс Нордкап...)
Мы познакомились на пароме Гудванген - Флом. И даже мелькнули на 43-44 мин