Трековые велосипеды на улице: история fixed gear гонок

Гонки + Тренировки = Здоровье

Модераторы: irinablue, jazz, Дима

Ответить
Аватара пользователя
admin
Сообщения: 15487
Зарегистрирован: Сб май 01, 2004 12:59
Откуда: Одесса

Трековые велосипеды на улице: история fixed gear гонок

Сообщение admin »

Путь самой простой велосипедной конструкции от рождения велосипеда до предмета уличной культуры: все, что вы хотели знать о фиксированных велосипедах и уличных гонках на них, но боялись спросить.

Введение

Пара слов о конструкции. Велосипед с фиксированной передачей – fixed gear – не имеет свободного хода и ручных тормозов. По сути, это обычный трековый велосипед, на котором соревнуются уже более 100 лет на велодромах всего мира. Все дело в том, что вокруг самой простой велосипедной конструкции за последние десятилетия сложилась целая субкультура. О ней мы сегодня и расскажем.

Начало

В начале, разумеется, был велосипед. Велосипед девятнадцатого века самой простой конструкции — без тормозов, односкоростной и на них тут же начали устраивать гонки. Кстати, Мэдисон Сквэр Гарден изначально был построен как арена для велогонок. Фактически, это старейший американский велодром, где и гонялись на прототрековых велосипедах. В течение 20 века появились чемпионаты мира, накачанные банки и порванные цепи, первый допинг и наркотики, мировые рекорды и прочие атрибуты, сопутствующие большому спорту.

Изображение

Параллельно с развитием велосипеда и велодвижения, в крупных городах развивались службы велосипедных курьеров. Как и в конце 19го века, так и сейчас, велокурьер в больших городах – это самый быстрый способ доставить пачку документов или мелкую посылку из точки А в точку Б.

Новая история велокурьеров началась примерно в 70-х годах, когда токийские доставщики стали использовать для повседневных рабочих нужд подержанные велосипеды с велодрома (в Японии очень популярен кейрин, это целая спортивная лига с миллионными контрактами). Фактически, это возвращение к истокам, к самой простой и надежной конструкции. Велокурьеру не нужно было думать о поддержании в исправности довольно сложных технических элементов — системы переключения передач и тормозов. Чем проще конструкция, тем дольше прослужит велосипед. Единственная деталь, которая требовала определенных навыков владения велосипедом была (и есть) — фиксированная передача и опциональное наличие ручных тормозов. Тормозить нужно мышечной силой. Это не так просто, но быстро привыкаешь.

Велосипедные курьеры оказались востребованы в главном деловом городе мира Нью-Йорке (и других крупных городах восточного побережья США, и Канады например, Торонто), и примерно в 80-х появляются первые мессенджеры на фиксированных байках. Это были отчаянные ребята, которые оказались не готовы обслуживать шоссейный велосипед, но были готовы ездить на трековом велосипеде без тормозов, выполняя в день как можно больше заказов и не тратя времени на ремонт и обслуживание.

Постепенно количество людей, использующих фиксы для повседневных нужд, росло и вокруг самой простой и минималистичной велосипедной конструкции родилась целая городская субкультура.

Новый формат велосипедных гонок

Велокурьеры из Торонто, желая выяснить кто самый крутой гонщик (велосипед, тем более трековый, все же гоночное средство передвижения), начали организовывать гонки формата Alleycat – point-to-point, по точкам на карте, симулирующие будни курьера. Первая гонка состоялась в 1989 году в Торонто и называлась «Alleycat Scramble», после чего такой формат и начали называть Alleycat. Перед стартом участникам дается список адресов, которые нужно посетить и, возможно, выполнить какое-то задание на месте или отвезти посылку на следующий адрес. Но не путайте элликэты с велоквестами, которые проходят в тенистых парках и на ситибайках. Элликэт – это жесткое и драйвовое мероприятие, требующее от гонщика не только навыка езды в плотном городском потоке, но и знания города. Вместо номеров участникам дают Spoke сard – ламинированную или пластиковую карточку с принтом и номером, которую обычно закрепляют между спиц. Правил, кроме того, что нужно посетить все точки за минимальное время, нет. Гонки не согласовывают с властями города, нет перекрытия улиц, побеждает быстрейший и знающий лучше всех город гонщик. И забирает приз – сумму стартовых взносов всех участников.

Изображение

Велокурьеры Торонто в Oakley. Уже в начале 90х ребята разбирались в стиле

Идея определения сильнейшего велокурьера в формате элликэт распространилась по всему миру довольно быстро и уже в 1993 году прошел первый Чемпионат мира среди велокурьеров в Берлине.

Элликэты собирали не только велоспедистов на шоссейных велосипедах, комьютерах или первых МТБ. В борьбу быстро включились обладатели фиксов. Самый известный ныне элликэт среди фиксеров – Monstertrack. Он проводится в Нью-Йорке c 2000 года и неофициально (хотя как нелегальная гонка может быть официальной?) считается самой крутой уличной гонкой мира. Обязательные условия — фиксированная передача и отсутствие ручных тормозов. Кстати, известная компания Cinelli является официальным спонсором Monstertrack. Старт дается традиционно в марте, то есть бывает и снег, и лед, и дождь, гонка превращается в трехчасовую попытку выжить.

Предлагаем вам посмотреть трейлер документального фильма Line of Sight про элликэты по всему миру от мастера велосипедной POV-съемки Лукаса Брюнелля.

ссылка на видео

Но гонки по точкам в плотном городском траффике не раскрывали до конца потенциал трекового велосипеда. Сама конструкция намекает о том, что она есть воплощение скорости.

Так в начале нулевых в США и Британии на локальных гонках ввели уже известный шоссейным гонщикам формат – критериум. Но критериум в современной мировой адаптации – без очков на промежуточных финиша (как на старых, традиционных гонках), но с главным "большим" финишем.

Спортивно ориентированные гонки начали появляться как сходки друзей на фиксах после рабочего дня. В 2005 году в Лос-Анджелесе впервые была проведена ночная гонка Wolfpack Hustle, сначала как локальное мероприятие, а затем выросла в целую серию. На данный момент в Америке проводится масса фиксированных серий и небольших лиг, но Европа тоже не отстает — серия гонок Rad Race в Германии собирает сотни фиксированных гонщиков со всего мира.



Rad Race Krit в Кёльне

Red Hook Criterium


В 2008 году в рамках празднования своего дня рождения Дэвид Тримбл устроил несогласованную гонку в районе Red Hook, Бруклин, куда позвал фикси-мессенджеров и шоссейных гонщиков, чтобы выявить сильнейших. Правило для фикси: шлема и отсутствие тормозов (на велосипеде и в голове). Пришли друзья, гонщики и те, кто мог держать в руках банку пива до утра. На гонку приехало полтора десятка человек. Вечеринка началась, а гонку выиграла Кэси Мэндерфилд, которая обыграла парней. В том же году она стала гоняться в про-категории и выиграла национальный чемпионат США на треке. Обязательным атрибутом трассы стал разворот на 180 градусов — «шпилька» или крюк (hook, в честь названия гонки или наоборот).



Миланский круг этапа RHC 2016 года

На следующий год гонка повторилась, количество участников утроилось, гонка появилась в медиа. Например, в New York Times. В 2010 году появились серьезные спонсоры: Cinelli, Rapha, Bicycle Film Festival, Brooklyn Brewery. В том году Ред Хук Бруклин выиграл велокурьер с русскими корнями Дэн Чабанов. Осенью 2010 гонка впервые была проведена вне Бруклина — в Милане, и начала получать европейскую известность.

В 2013 году появился новый титульный спонсор Rockstar Games (авторы серии игр GTA) и новая локация — Барселона.

ссылка на видео

В 2015 году в серию RHC был включен этап в Лондоне. Серия окончательно стала международной.



Первый Red Hook Crit 2008 года, тусовка друзей



Журналисты берут интервью у победителя этапа в Бруклине Колина Стриклэнда, апрель 2016 года

Что представляет из себя RHC сегодня? Во-первых, это уже давно не покатушка друзей на вечеринке по случаю дня рождения. На гонки приезжает по 30 команд со всего мира со своими спонсорами и поддержкой. Спонсоры как правило локальные, потому что один из главных принципов фикс культуры звучит как «support your locals» (поддерживай все местное) и он остался неизменен. Само мероприятие существует благодаря ведущим велосипедным (и не только) брендам, освещается в главных велосипедных и информационных медиа. Ну и самое главное, что уровень гонки растет с каждым стартом. Локальные производители фреймсетов для фиксированных гонок начали менять конструкции рам под нужды таких агрессивных гонок, в частности поднимая каретку выше, чем на оригинальном трековом велосипеде, для облегчения вхождения в крутые повороты.



О плотности и техничности гонки серии RHC — наглядно в официальном лондонском видео.

ссылка на видео

Последние годы на RHC едут не только велокурьеры или фиксеры, но и шоссейные, трековые гонщики. В 2016 году на этапе в Лондоне в женском зачете победу одержала олимпийская чемпионка на треке Лондона Дэни Кинг. У мужчин второе место занял гонщик проконтинентальной шоссейной команды Cofidis Лойк Шету.



Велосипед, произведенный Адамом Стенриджом, мастером из Огайо, делающего штучные рамы на заказ для гонщиков

Индустрия и лайфстайл

Гонки гонками, но тут важен и другой момент. Как и почему новое направление велосипедного движения интересно массе крупных велосипедных брендов, брендам одежды, обуви и даже пивоварням?

Фикс культура (включая гонки) занимает нишу где-то посередине оголтелого спорта и комьютинга в городе, органично вписывается в городскую среду, является одновременно предметом эстетики и гоночным байком. Прост в обслуживании, немного более сложен в использовании и дает новые ощущения от езды на велосипеде.

С середины 00-х годов почти каждый крупный велосипедный бренд запустил линейку фиксов, появилось целая масса мелких производств и магазинов, следующих городской фиксовой моде и выпускающих собственными мощностями различное оборудование — от обмоток до втулок и целых фреймсетов. Даже в России появились мастерские по производству рам из стали и алюминия на заказ.



Команда испанской веломастерской Dosnoventa на этапе RHC

Фикс появился на улицах, там же начались гонки, поэтому они стали официальными мероприятиями с административной и финансовой поддержкой брендов. У гонщиков пока нет контрактов, почти весь фикс пелотон на крупнейших стартах представлен любителями, имеющих основные работы — от продавцов до дизайнеров. Нет никаких денежных призов или невероятных спонсорских контрактов, техничек и командного автобуса с барокамерой и измерителями лактата в крови, зато баночка пива и приглашение на вечеринку после гонки лежит в рюкзаке каждого спортсмена. Но уровень растет и вполне вероятно, что подобные RHC гонки могут быть поддержаны спортивными федерациями (МТБ ведь тоже не так давно стал официальным видом велоспорта).

Смотрим взрывной трейлер фильма Mash SF о том, как развлекаются на фиксах калифорнийские панки: https://vimeo.com/ondemand/mash2015/138 ... autoplay=1

Однако связь любительских (пусть и высокого уровня) фиксированных гонок с улицей очевидна и важна — без этой связи и с уходом в направление профессионального спорта, культура потеряет многое, чем ценна: дух свободы, тесное и дружелюбное коммьюнити и стиль, который делает фикс культуру особенной и эстетичной.

Смотрим абсолютно культовое видео фикс-банды Macaframa из Сан-Франциско.

ссылка на видео

Любите велоспорт во всех его проявлениях!

Автор: Федор Тихонов (gruppetto.ru)

Аватара пользователя
ter
Сообщения: 4843
Зарегистрирован: Вс май 22, 2011 01:38
Контактная информация:

Re: Трековые велосипеды на улице: история fixed gear гонок

Сообщение ter »

Впервые когда-то фиксика увидел в городе на Черёмушках - страшно стало за него.
А после того, как увидел фиксика, ехавшего по Фрунзе к автовокзалу, снявшего ноги с педалей и те вращались с дурной скоростью вхолостую - вот тогда понял, что страшно - это сейчас.

Аватара пользователя
admin
Сообщения: 15487
Зарегистрирован: Сб май 01, 2004 12:59
Откуда: Одесса

Re: Трековые велосипеды на улице: история fixed gear гонок

Сообщение admin »

Так а сколько их побилось-поубивалось... Понятно что естественный отбор, но ведь глупо.

Ответить