Велостарости: про вельчики, о которых стоит помнить

Новости велоспорта, новинки фирм-производителей и т.п.

Модератор: cTc

Велостарости: про вельчики, о которых стоит помнить

Сообщение admin » Пн май 07, 2018 21:12

Большую часть своей бодрой истории МТБ-индустрия, как могло показаться иному наблюдателю, производила главным образом угар. Но не только его. Производила она и нормальные решения, результатом которых стали байки в том виде, в каком мы их знаем. Кому-то при этом повезло больше — рынок их пригрел, и они теперь не стесняясь заявляют о своем могучем вкладе в летопись прогресса. А кому-то не очень — и о них теперь помнят только узкие круги задротов, хотя вспомнить есть о чем. Именно это и предлагаю сегодня сделать. Парад незаслуженно забытых легенд торжественно объявляется открытым!

Cleland Ventura

Для начала пройдемся по азам — пионерам в стандартах колес, где нас поджидает немало сюрпризов. 26-дюймовая гегемония, как известно, была связана лишь с относительно широкой доступностью соответствующей резины, и приписывать кому-либо первенство здесь затруднительно. Совсем другое дело со стандартами 27.5 и 29 (в разное время известен также как 28): оказывается, в числе первопроходцев обоих был один предприимчивый британец по имени Geoff Apps.



Cleland Aventura, 1980-е. 27.5 и 29 в одном кадре за три десятилетия до того, как они станут мейнстримом. Хотя горными эти вельчики можно назвать с натяжкой.

Еще в начале 80-х он где-то откопал финскую зимнюю резину редких размеров и недолго думая принялся пробовать ее на вельчиках. Прослышав об уже известном нам совместном предприятии Фишера и Келли, он связался с ними и предложил торговать велами на 29 колесах. Те даже соорудили тестовый найнер, но в итоге отказались от затеи, поняв, что единственный в мире производитель резины по ту сторону океана — так себе рыночная перспектива. Тогда наш подопечный решился выпускать их самостоятельно — и вельчики Cleland Ventura навсегда вошли в страдающую амнезией историю, где спустя мгновение были забыты.

Переизобрести стандарт через 10 лет ВНЕЗАПНО попытается Bianchi с целой линейкой найнеров, представленной в 1991. Что за резину на них ставили, сказать уже сложно — но важно, ведь именно выпуск первых массовых покрышек сделает найнеры по-настоящему популярными.



Bianchi Project 7, 1991. Инновация от кого не ждали. Свои найнеры итальянцы при этом предлагали только на американском рынке.

Случится это в 1999 с релизом покрых WTB Nano Raptor, вслед за которыми моментально посыпятся и велы: но не фишеры, как можно было бы подумать, а Willits — творенье еще одного энтузиаста больших колес из Калифорнии, по мере сил двигавшего это дело еще с 80-х.





Willits Monster X, 2000. Не то чтобы первый и не то чтобы массовый, но все же заслуживающий упоминания ранний найнер от человека, сделавшего для их популяризации больше среднего.

И только в 2002 в каталоге Gary Fisher, тогда уже дочернего подразделения трека, появится Supercaliber 29, окончательно предопределивший неизбежное будущее.



Gary Fisher Supercaliber 29, 2002. Точка невозврата в новейшей истории найнеров.

Что до 27.5 колес, то они будут ждать своего второго рождения аж до 2007, когда Pacenti угорит по этому стандарту настолько, что уболтает Panaracer на выпуск 27.5 резины специально ради них.



Kirk Pacenti 650b, 2007. Почему-то на стальной раме. Кастомная 27.5 резина прилагается.

Т. о. производитель не слишком прогрессивного на сегодняшний день веложелеза оказался в своем время визионером новой эры: еще лет пять потребуется, прежде чем идеей «чего-то среднего» проникнутся гиганты типа Scott — и нерешительная часть человечества получит, наконец, заветную половину ступеньки.

Foes LTS

Очередной переворот в индустрии, как мы помним, произошел с внедрением подвески. Поначалу не все даже понимали, зачем она им и нужна ли вообще. Типичными для подвесов начала 90-х были смехотворные 5-7 см хода т. е. это были не такие уж и подвесы, если так подумать.



Прототип Foes LTS, 1993. Не на шутку гончий, но пока с унизительно неподходящей вилкой.

Первым начал догадываться, что это не дело, некто Brent Foes — и в 1993 представил свой прототип LTS. LTS означало Long Travel System, а еще означало, что перед нами первый вел, авторы которого построили его специально чтобы жечь: сзади было недетских 15 см хода, да и сварена рама была явно не для смеха. Вилок с таким ходом тогда еще не было и в помине — и ребята сами взялись за дело, спустя два года представив еще и собственную двухкоронку на те же 15 см.



Foes LTS с вилкой F1, 1995. Паззл собрался. Сегодня это назвали бы АМ/эндуро, а тогда это называлось просто велосипед ¯\_(ツ)_/¯

На вельчике, понятное дело, тут же принялись дубасить ДХ, но учитывая наличие переклюка и трех звезд спереди надо признать, что данный экспонат стал, по существу, прообразом эндуро-велов, которым предстояло появиться еще без малого через 15-20 лет. Его создатель тем временем существует и поныне, до сих пор выпуская бутиковые рамы, ни одна из которых не может пожаловаться на хода меньше 15 см. Что немаловажно, Proudly Made In The U.S.A.

Sunn Radical Plus

Но не все велы интересны сами по себе. Некоторые не представляли из себя ничего особенного, но все равно оставили след тем, чего с их помощью добились в спорте. Как некоторые помнят, в даунхиле 90-х почти монопольно доминировали французы из Sunn. Оно и понятно: за команду гоняли такие гиганты как Nicolas Vouilloz, Cedric Gracia и Fabien Barel. На фоне этих имен мало кто вспомнит название вела, между прочим ставшего самой титулованной повозкой в истории ДХ: Sunn Radical Plus. И уже совсем единицы припомнят как он выглядел.



Sunn Radical Plus, 1999. Настолько же страшный насколько и успешный на ДХ трассах середины-конца 90-х. Вилка и аморт здесь тоже самопальные: использовать доступные на рынке решения тогда считалось уделом неудачников.

А выглядел он, скажем прямо, довольно убого. Возможно, поэтому конвертировать спортивные достижения в рыночный успех французы так и не осилят. Дело у них все время шло кое как и в конце концов дошло до бесславной торговли бюджетным китаем.

Тем любопытнее, что основал Sunn, а затем приложил руку к проектированию того самого Radical Plus человек по имени Max Commencal. В 1998 он почему-то покинет компанию, почти сразу основав другую — и начнет выпускать самые лучшие в мире вельчики, я не шучу!

Klein Adroit

А пока одни стали массово завлекать покупателя подвеской и карбоновыми рамами, другие доводили до совершенства проверенную временем технологию алюминиевого хардтейла. Апофеозом этих несомненно заслуживающих уважения усилий по скромному мнению некоторых стал Klein Adroit. Баттированные трубы, нтегрированная рулевая и вынос, каретка press-fit, внутренняя проводка тросов (!!!), тотальный облегчайзинг — все это и сегодня звучит как беспроигрышный рецепт успеха, не говоря уже про 1991. Но главное — вид!



Klein Adroit, 1992. Венец эволюции алюминиевого хардтейла в, пожалуй, самой востребованной среди ценителей расцветке Gator. И их можно понять!

Доведенные шлифовкой до совершенства рамы окрашивали настолько отпадно, что теперь они как и большинство остальных кляйнов — дефицитный предмет коллекционирования с ценами, стартующими от $1к. Однако пуская слюни на эти манящие артефакты в надежде, что один из них хотя бы когда-нибудь станет твоим, не стоит забывать о том, что интересны они прежде всего своим инженерным совершенством.



Чертовски изысканный Sky & Sea

В 1995 компанию купит Trek, известный своим медвежьим подходом к конкурентам (Gary Fisher, Bontrager – все это некогда независимые производители высококлассных велов). Легендарное имя сперва станет жертвой удешевления, но в итоге его прикроют совсем, и главным дилером велов Klein с тех пор станет ebay.



Невероятно, но абсолютно стоковый Storm

Charlie Cunningham

Klein, к слову, претендует еще и на первенство в использовании крупнокалиберного алюминия с середины 80-х, практически одновременно с кадейлом. Хотя я уже рассказывал о человеке, который сделал это как минимум на 5 лет раньше — и он заслуживает того, чтобы рассказать о нем снова! Этим человеком был… [шутка про Альберта Эйнштейна] Charlie Cunningham, не путать с другим знаменитым однофамильцем из велостроительной тусовки.

Варить алюминиевые велы он начал еще в конце 70-х, но буквально в первом же прототипе опередил время чуть менее чем на вечность. Типичный МТБ тех лет выглядел как дедушкин шоссер на стероидах, эти же пепелацы с их стремительным силуэтом и продвинутой геометрией спокойно можно спутать с чем-нибудь из 2000-х!



Charlie Cunningham CCPROTO, 1979. Гость из будущего собственной персоной. И до oversized алю труб, и до геометрии с заниженным стендовером индустрия дорастет еще минимум лет через пять, а пока типичный МТБ тех лет выглядел как-то так:



Но даже это будет выпущено только через три года!

На этом Чарли не остановился и наизобретал еще тонну всего включая легендарную резину Ground Control. Судя по всему, именно это сподвигло его основать компанию WTB и жить-поживать да добра наживать, изредка развлекаясь в гараже сваркой своих уникальных рам, которых он с тех пор едва наварил пару сотен — слишком мало, чтобы громко кудахтать, но вполне достаточно чтобы мы помнили.

Автор: Kostya Cherepovskyi
https://bikeincity.com.ua/author/kostya-cherepovskyi/
Аватара пользователя
admin
 
Сообщения: 15140
Зарегистрирован: Сб май 01, 2004 12:59
Откуда: Одесса

Вернуться в Велоновости

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2