Разрушители легенд. 14 мифов о велоспорте от велогона

Новости велоспорта, новинки фирм-производителей и т.п.

Модератор: cTc

Ответить
Аватара пользователя
admin
Сообщения: 15487
Зарегистрирован: Сб май 01, 2004 12:59
Откуда: Одесса

Разрушители легенд. 14 мифов о велоспорте от велогона

Сообщение admin »

Евгений Борисов (экс-«Вертолеты России») вспоминает 14 надоевших велогонщикам мудростей от диванных аналитиков.



Экс-чемпиону мира спринтеру Ивану Ковалеву предстоял тяжелый горный этап на дорогах Северного Кавказа. Для того чтобы проиграть поменьше времени, Иван уехал в отрыв и начал гору первым. Быстро уходя от преследователей, он влетел в холм, на котором оказались болельщики. Увидев издалека крупными буквами гордо напечатанное на груди Ковалева «Russia», горластый фанат во всю мощь закричал: «Давай, синий, за Россию! Первым идешь, выиграешь!». Часто все, что кажется на первый взгляд понятным в автоспорте, лыжных гонках, лошадиных скачках, в велоспорте – грамотно спланированный (нередко обманный) маневр для преследования различных целей. В велоспорте существует такое понятие, как спонсорский отрыв, когда гонщики намеренно лидируют, чтобы пиарить с телеэкрана команду и имя ее главного спонсора. Правда, о победе в этом случае можно не думать. Еще команды засылают гонцов в отрыв в качестве пушечного мяса, рассчитывая измотать догоняющих оппонентов. Или отрыв может быть инициирован самостоятельно, как в случае Ковалева. Нередко равнинные гонщики, не имея шансов в горах, подобно Ивану бросаются на амбразуру – уезжают в отрыв перед горой.



«А сколько у тебя скоростей?» – наиболее частый вопрос, который велогонщикам приходится слышать. На самом деле, скорость движения зависит не от количества передач, а от их раскладки – диаметра звезд или количества зубьев. К примеру, на шоссе с недавнего времени традиционными стали 20-22 возможных положения цепи (из расчета умножения двух передних звезд на 10-11 задних). Маунтинбайк сейчас плавно переходит на использование только одной передней звезды, хотя на любительских моделях их, как правило, по-прежнему три. А на треке и вовсе возможности переключаться нет: на трековых болидах стоит одна глухая передача, и спортсмен выбирает из предоставленного ему командой комплекта шестеренок ту, которая наиболее подойдет для конкретного заезда трековой программы, и говорит механику. Механик ставит выбранную комбинацию, тщательно закручивая боночки (болтики пустые изнутри для крепления передних звезд). На спринты – легче, чтобы успеть раскрутить, на групповые гонки – тяжелее и больше, чтобы не отстать на более высоких скоростях и ноги не болтались за ушами от большой частоты вращений.



Больно смотреть как новички-любители загоняют себя, забивают мышцы ног, надрывают спину, помогая всем весом тела выкрутить непосильную болванку. Из-за неправильно подобранной передачи ноги у них двигаются с малой частотой – велосипедист использует передачу не по силам. Человек очень старается, думает, что так будет быстрее. Вы ведь не трогаетесь со светофора на авто на пятой передаче? Для медленного темпа есть своя передача, для быстрого – своя. Так же и на велосипеде. Если вы едете со спуска и по ветру – ставьте самую большую переднюю в сочетании с малой задней. Когда сила трения и сопротивления воздуха минимальны, прокатиться с ветерком будет в радость. Но если едете против ветра, по равнине или в гору – пожалейте свои колени и спину. Поставьте среднюю или малую переднюю звезду в сочетании с большой задней и варьируйте задние звезды так, чтобы вам было легко крутить. Не стоит раскачиваться всем телом – скорость от этого только снижается. Ну и да, если вы крутите педали слишком медленно – это сигнал к тому, чтобы переключить заднюю передачу на более крупную звездочку: вращение педалей не должно доставлять дискомфорта.



И не только ноги, а все, что седла касается. Если что, в дореволюционной России бритые ноги были одним из признаков интеллигенции – поэтому я считаю себя дореволюционным интеллигентом. Правда, мы, бритоногие, все равно шутим по этому поводу подобно Олегу Тинькову. Если серьезно, бритые ноги – это в первую очередь гигиена. При падении вскользь с шерстяными ногами ожог будет больше – волосы очень любят гореть. Обработка раны будет затруднена – волосы переносят инфекцию. Во-вторых, это этика. До некоторых стартов не допускают даже в черных носках, не говоря уж о заросших коленках. В-третьих, это все та же обтекаемость. Поэтому вопрос «брить или не брить» даже, в общем-то, не стоит.



Трудно ли ездить на тонких колесах? Посмотрите на чувака, который выделывает сумасшедшие трюки в форме Tinkoff Saxo http://www.eurosport.ru/cycling/story_sto4803090.shtml . Стоять в сюрплясе на шоссейнике проще. Стандартное давление в шоссейных покрышках – 8 атмосфер, в МТБ – 2, поэтому под весом тела шоссейная резина почти не деформируется, резина байка же становится шире. Шипы – вот в чем отличие шоссейной покрышки от кросс-кантрийной. На дороге шипы ухудшают сцепление с асфальтом, но на гравии именно они удержат в седле. Если вы решите пересесть с горного велосипеда на шоссейный, то гораздо больше сложностей встретите в области переключения передач. Маунтинбайкеру будет тяжело за день привыкнуть крутить шоссейные передачи после привычной рваной работы с самого старта. Большая часть гонок на шоссе проходят в тяжелом, но монотонном режиме, где на первом плане стоит выносливость. Зато на шоссе практически не требуется столь высокое владение техникой езды, как в кросс-кантри – исключением будут разве что крутые серпантины и критериумы по городским улочкам.



Примерно это, небрежно повернув с главной дороги во двор, выпалила зрелая женщина, прокатив меня на капоте своей «Гранты», а ее прибежавший муж искренне извинялся и умолял не звонить в ГАИ: у его жены наверняка бы забрали права. Через несколько часов у меня был рейс на Кубок РФ. Мы с велосипедом совсем не пострадали, в отличие от капота ВАЗа, поэтому я записал номер обидчицы и помчался есть и отмываться после 170-километровой тренировки. Велосипедисты постоянно слышат такие безграмотные заявления. А ведь правила дорожного движения прямо указывают, что в случае отсутствия велодорожки (которых, будем смотреть правде в глаза, на территории России практически нет) велосипедист обязан двигаться по проезжей части как можно правее. По проезжей части, а не по тротуару, обочине или лесу. Очень жаль, что низкая культура вождения и плохое знание ПДД приводят к тому, что водители автотранспорта игнорируют велосипедистов, подрезая на поворотах и не пропуская на главной дороге. Зачастую это приводит к трагическим результатам. Водителям автомобилей стоит уяснить, что велосипедист – такой же равноправный участник движения. Но в 2015 году, согласно статистике ГИБДД, только зарегистрированных ДТП с участием велосипедистов было более 5000, 398 человек погибли. Хотя данные пока только за одиннадцать месяцев прошлого года.



Лишь отчасти верно. Если вы на хорошей скорости полностью заблокируете переднее колесо, это все же случится. Однако если вы до переднего тормоза не дотронетесь, но полностью заблокируете заднее колесо – улетите в неконтролируемый занос и потеряете время. Как же правильно тормозить, если нужно тормозить экстренно? По принципу АБС – не выжимать тормоза до отказа, использовать одновременно оба тормоза, и не забывать, что траектория зависит лишь от вас.



Если мы говорим о спортивных седлах, то есть научно обоснованный подход. Упрощенно говоря, важно не то, насколько седло мягкое или жесткое, а то, насколько точно совпадают несущие части седла с тазовыми костями. Когда седло меньше этого расстояния – человек нарушает циркуляцию крови малого круга кровообращения; это то же самое, что отжиматься со жгутами на локтевых сгибах. Если седло шире – будут сильные потертости в области промежности. В хорошем веломагазине вашу пятую точку измерят – точнее, измерят расстояние между вашими тазовыми костями – и подберут соответствующее седло. Но без велоформы, в обычных шортах для велопрогулки стоит выбрать седло самое широкое и толстое.



Как-то в Италии я ехал классику «Бассано Монте Граппа». Гонка в 107 километров оказалась самой тяжелой в жизни: никогда прежде я не ездил столь длинных подъемов. 27 финишных километров вверх. Двадцать семь! После пятидесятого поворота я сбился со счета. Ни одного выполаживания до нулевого градиента, только вверх! На шоссейном велосипеде можно преодолевать затяжные или крутые подъемы, можно ехать по плотному грунту, и все это – на более высокой скорости, чем на байке. В МТБ даже близко подъемов такой величины нет, даже на гонках в гору. А подмена понятий, скорее всего, вросла в головы граждан из-за названия «горный велосипед».



Обожаю этот вопрос. Но надевать под велоформу нижнее белье нельзя: швы натрут кожу. Смешная прокладка в велотрусах нужна для смягчения прикосновений с седлом и уменьшения потертостей – эту прокладку называют памперсом. Почему-то о ней спрашивают как о памперсе медицинском, думая, что мы при езде в нее ходим в туалет. На самом деле, она и позволяет ездить на спортивных седлах.



Над этим велосипедом работали лаборатории, у которых одна цель – сэкономить долю секунды на дистанции в 200 км. Дороговизна велоспорта общеизвестна: это один из самых затратных видов спорта после тенниса и гольфа. Высокие технологии, используемые при изготовлении топовых моделей велосипедов, требуют больших денежных вложений, как и современные материалы, в них используемые. На веле за 10 000 рублей даже Армстронг далеко бы не уехал. Хороший пример профессионального велосипеда – недавний подарок команды Sky футболисту Месси: http://www.eurosport.ru/cycling/story_sto4987988.shtml



Если ты едешь в контактных педалях, пристегнутый шипами на туфлях, эффективность вращения повышается на 15%. Проще говоря, теперь ты можешь не только давить вниз, но и подтягивать вверх. Верхом совершенства является вращение вкруговую – одинаковое приложение силы во всех фазах педалирования. Эти специальные педали бывают самой разнообразной формы, и с каждым годом они становятся все меньше размером и легче. Например, байковские Cranc или шоссейные SpeedPlay по размеру меньше спичечного коробка. А к технике встегивания/выстегивания педалей нужно просто привыкнуть – во время падений мы обычно успеваем отстегнуться. Чтобы научиться делать это быстро, обычно хватает двух-трех падений.



Спортом не заработать на жизнь. С этим мифом сталкиваешься чуть ли не ежедневно – наряду с принуждениями идти работать на нормальную, терпеть не могу это слово вне медицины, наемную работу. Спортсмен, тренирующийся и выступающий за команду, – такой же трудяга и так же получает за свой труд заработную плату. Показав отличные результаты на соревнованиях, мы так же получаем премии. Наши результаты оплачиваются. Все прописано на законодательном уровне. Лично я труд другого человека уважаю просто потому, что так меня учили. Судя по комментариям, многих учили по-другому. Сергей Шнуров про работу:



Велогоны, как ни странно, не чувствуют себя защищенными за рулем автомобиля. Каждый из нас видел или побывал в завалах на абсолютно разных скоростях, и мы понимаем, что может быть, когда ты управляешь тонной. Маленьким, еще задолго до того, как начать серьезно заниматься велоспортом, я услышал, что перед тренировкой говорит олимпийский чемпион Анатолий Яркин: «Шлем нужен один раз, но именно в этот раз он и нужен». В Испании и Италии гонщикам запрещено даже тренироваться без шлемов. Инициатором аналогичного законопроекта в Великобритании выступил Брэдли Уиггинс. Тому послужили первая за историю «Тур де Франс» трагедия Фабио Казартелли и смерть блистательного казахского велогонщика Андрея Кивилева. Именно после этого нам запретили выступать с незащищенной головой. В 2014 году я упал на тренировке в Геленджике и, очнувшись после комы в отделении травматологии, услышал: «Парень, если бы не шлем, мы бы, наверное, сейчас не разговаривали». Падение произошло на скорости около 73 км/ч, но я отделался ушибом головного мозга средней степени тяжести, парой потерянных зубов и ожогами. Никита Державин, которого в начале 2015-го года спасали всем велосипедным братством, врезался в автовоз всего на 40 км/ч, но разбил все лицо и сейчас учится жить заново. Скорости не самые высокие, а последствия могли бы быть непоправимыми, если бы не шлем. Хотя и шлем не дает полной гарантии безопасности. Совсем недавно, в 2011-м, мы были потрясены гибелью Воутера Вейландта во время Джиро. И простились с ребятами, Алексеем Пичугиным и Викой Федорченко, смерть которых стала личной утратой для каждого из нас. Вечная им память.

http://www.eurosport.ru/cycling/story_sto5043164.shtml

Ответить