Минутка велосипедной истории: Specialized Stumpjumper FSR
Добавлено: Чт июн 04, 2015 20:31
Совсем недавно, по всем значимым велосипедным ресурсам, прокатилась новость о новом поколении Specialized Stumpjumper FSR: http://bike.od.ua/forum/viewtopic.php?f=17&t=31153 . Информации о новинке масса, есть да же отзывы тест-райдеров. А мне всегда нравилось покопаться в истории, узнать немного нового о чём-то уже не новом...
Так что, любителям расширить свой кругозор, предлагаю удобно расположиться в кресле-качалке, накрыться клетчатым пледом и котом, заварить чайку с печеньками, и...
То — что в далёком 1981 году, Specialized Stumpjumper стал первым серийным горным велосипедом в истории, наверняка уже многие знают. Что название Stumpjumper переводится как — «мал да прыгуч», то же известный факт. Сегодня — это коллекционная редкость, уходящая с зарубежных аукционов за кругленькие суммы. Про Stumpjumper подробно и доходчиво написано вот в этой статье bike-crimea.com/stati/intervyu-s-osnovatelem-specialized.html
Вообще, в компании очень трепетно относятся к своей истории и к её героям. Например, сотрудникам Specialized запрещено называть Stumpjumper привычным сокращением «Стампи», это считается «неуважительным обращением».
Перейдём пожалуй к полноподвесной версии Stumpjumper — FSR, которая увидела свет более чем 20 лет назад — в 1994 году.
Стоит обратить внимание на то — что Stumpjumper FSR, в отличии от велосипедов других марок, с первой и до последней модели, принципиально не изменялся. Да, менялась форма крепления амортизатора, геометрия, материалы из которых изготовлена рама, но конструкция подвески всё та же. Подвеска FSR оказалась настолько удачной, что другие крупные производители выкупали патент на использование её в своих двухподвесах. А когда патент на FSR у Specialized закончился, очень многие марки скопировали её под своими названиями.
Дизайнером рамы выступил Dennis Wootten. А известный гонщик тех времён — Jason McRoy, выступая на Stumpjumper FSR в 1994 году, завоевал чемпионский титул Национального Чемпионата Великобритании.
Если приглядеться к велосипеду Jason McRoy — бросается в глаза руль от БМХ и натяжитель цепи на пере.
Так каким был S-Works Specialized Stumpjumper FSR 1994:
Рама изготавливалась из хромомолибденовой стали «Direct Drive Prestige» по TIG технологии. Трубы переднего треугольника баттированые! Задний треугольник из алюминия. Фрезированный линк амортизатора из кованого алюминия. Подседельный хомут и часть болтов из титана. Покупателю были доступны размеры 16.5", 18", 19", 20" и 21.5".
Вот подробная геометрия рамы. Обычные для КК углы, короткий передний треугольник и вполне современные (для двухподвеса) 430мм перья.
Воздушный амортизатор Fox, с гидравлическим демпфером, уже тогда, не сильно отличался от современных аналогов.
Вилка FSX — плод совместной работы инженеров Specialized и Rock Shox. Демпфер от Judy, воздушная пружина, стальные ноги и шток, и карбоновые штаны!
Забавно — прошло более 20 лет, но и сегодня, на двухподвесах Specialized, чаще всего, мы видим амортизатор Fox и вилку Rock Shox. И то, и другое, так — же разрабатывается совместно с конструкторским бюро Specialized. Завидная стабильность!
Колёса на втулках Shimano Deore LX и ободах Specialized Z-21 на 32-отверстия. Покрышки, естественно Specialized модели Shockmaster.
Трансмиссия 3х7, и тормоза — Shimano Deore LX. Система со звёздами вполне современных размеров 22/32/42 зуба. Кассета с диапазоном 11-28 (прям современных ДХ стандарт).
Кокпит: руль — Specialized алюминиевый с двойным баттингом, вынос и подседельный штырь — Tahoma Sonne II алюминий, седло — Specialized ProLong.
Педали Shimano PD-M525 SPD.
Весил S-Works Specialized Stumpjumper FSR 1994 менее 13 кг! Весьма неплохой вес и по современным меркам. А стоимость составляла всего 1.800 долларов США...
Рама Stumpjumper FSR, без особых изменений, выпускалась 5 лет. В 1999 году свет увидел новый «Стампи» FSR получивший приставку «XC», рассказ о котором ждите в новой статье.
http://twentysix.ru/blog/120473.html