Впроцессе подготовки к велосипедному сезону было решено попробовать овальные звёзды. Найденные в сети отзывы не позволяют сделать однозначный вывод, так как оценки колеблются от резко положительных до не менее резко отрицательных. Наиболее полно на мой взгляд вопрос разобран здесь -
https://twentysix.ru/blog/equipment/123378.html. Однако и в этой статье многие оценки носят субъективный характер и результаты тестов нельзя признать достаточно точными.Была поставлена задача определить эффективность овальных звёзд в условиях максимально приближенных к реальным и одновременно по-возможности устранить влияние внешних факторов, таких как скорость и направление ветра, физическое состояние велосипедиста, дорожная обстановка etc.
Методика.
Сравнительный тест проводился на тренажере с уровнем нагрузки соответствующим движению по ровной дороге. Конструкция тренажера исключает влияние наката, т.е вращение педалей производится в течение всего тестового отрезка времени. Тесты проводились в течение двух дней с одним днем отдыха, что соответствует моему тренировочному графику. Таким образом, по моему мнению, был исключен фактор физического состояния велосипедиста.
Для анализа снималась информация доступная большинству велосипедистов скорость, частота сердечных сокращений (ЧСС) и каденс.
Звёзды были установлены в положение "4 часа", что является по мнению серьёзных исследователей наиболее оптимальным.
Использовались контактные педали для возможности кругового педалирования.
Харатеристики звёзд: Круглые 50/34, Овальные 50/35, кассета в обоих случаях 12-25.
Тест проводился в диапазоне ЧСС 139-144 уд/мин. ЧСС анаэробного порога у меня 155 уд/мин, таким образом, нагрузку можно охарактеризовать как "чуть выше средней".
Каждому заезду предшествовала раскатка в течение 15 минут. К концу раскатки ЧСС подводилась к тестовому диапазону ЧСС.
Результаты теста.
Общий график всех анализируемых параметров. Черным - каденс, зелёным - скорость, красным -; ЧСС. Насыщенным цветом даны графики овальных звёзд.
Скорость.
Средняя скорость Овал - 24,4 км/час, Стандарт -22,9 км/час. Разница +1,5 км/час или +6,6% Здесь и далее разница высчитывается относительно стандартных звёзд.
ЧСС
Средняя ЧСС Овал - 139, Стандарт -143. Разница -4 уд/мин или -2,8%
Каденс
Средний каденс Овал - 86, Стандарт -79. Разница +7 или +8,9%
Выводы.
Овальные звёзды действительно повышают эффективность педалирования. Это выражается в том, что при более низкой ЧСС достигается более высокая скорость.
Иными словами велосипедисту использует меньше усилий при движении, либо при тех же усилиях движется с большей скоростью. При этом легче вращать педали с более высоким каденсом, что благотворно сказывается на суставах и мышцах.
Наиболее точной оценкой эффективности овальных звёд в данном тесте были бы значения развиваемой мощности, но, как указано выше ваттметра в моём распо-ряжении нет. Однако, исходя из совокупности полученных данных, я бы оценил повышение производительности (в данном тесте) в 10%. По косвенным расчётам моя мощность в указанном режиме составляет порядка 150 Ватт. Т.е приращение мощности можно оценить в 15 Ватт, что хорошо согласуется с данными других авторов.
При подстановке данных теста в калькулятор мощности (http://www.kreuzotter.de/english/espeed.htm) разница получается 19 Ватт.
Заключение.
Не знаю кому как, а я считаю, что 15-20 Ватт на улице не валяются. Если при этом учесть, что средняя экономия мощности при замене бюджетных колёс на топовые составляет 2,7 Ватт (https://vile-gnus.livejournal.com/96673.html), очерёдность апгрейда оборудования н.м.в. не вызывает сомнения.
Отдельно хочу поблагодарить за содействие мою супругу, без доброжелательной помощи и советов которой, этот тест не имел бы места.
(с) Bes Lukson. 2018.
Овальные звёзды. (тест)
Модератор: cTc
Re: Овальные звёзды. (тест)
Нет мощности. Все выводы на основании ЧСС, а она здорово зависит от самочувствия. Причём разницу в 10% этого «самочувствия» мы не заметим, только по цифрам результатов. Если провести два теста через пару дней не меняя звезды, то средняя скорость тоже может отличаться в пределах 10%.
Я к чему — либо ориентируемся по мощности, либо (ЧСС) повторяем тест раза три хотя бы. Чем больше повторений тем больше доверия к результатам.
Я к чему — либо ориентируемся по мощности, либо (ЧСС) повторяем тест раза три хотя бы. Чем больше повторений тем больше доверия к результатам.
- beslukson
- Сообщения: 226
- Зарегистрирован: Вс фев 07, 2016 15:42
- Откуда: Одесса
- Контактная информация:
Re: Овальные звёзды. (тест)
Ваши рассуждения верны, но...
Не знаю у кого как, а у меня практически линейная зависимость между ЧСС и скоростью. Это подтверждено многократными замерами во всех диапазонах ЧСС. Т.е. при повышении ЧСС скорость увеличивается всегда.
В данном случае ЧСС снизилась, а скорость повысилась. Никаким иным фактором, кроме смены трансмиссии я этот феномен объяснить не могу.
Не знаю у кого как, а у меня практически линейная зависимость между ЧСС и скоростью. Это подтверждено многократными замерами во всех диапазонах ЧСС. Т.е. при повышении ЧСС скорость увеличивается всегда.
В данном случае ЧСС снизилась, а скорость повысилась. Никаким иным фактором, кроме смены трансмиссии я этот феномен объяснить не могу.
Re: Овальные звёзды. (тест)
Такая же зависимость есть у ЧСС от состояния/самочувствия/формы, называйте как хотите. Я не спорю насчёт результатов, хотя если бы была стопроцентная прибавка 10% ))) то все велогоны поголовно были бы на овале чего как бы не наблюдается и близко. Пока даже не определились когда овал эффективнее — при низком или высоком каденсе. )))
- beslukson
- Сообщения: 226
- Зарегистрирован: Вс фев 07, 2016 15:42
- Откуда: Одесса
- Контактная информация:
Re: Овальные звёзды. (тест)
https://twentysix.ru/blog/equipment/123378.html здесь этот вопрос освещён.admin писал(а):Пока даже не определились когда овал эффективнее — при низком или высоком каденсе.
Касаемо топовых гонщиков:3. С частотой педалирования тоже интересно. Есть популярное мнение, что овалы помогают крутить стоя, убирая мертвую зону в нижней точке. Авторы статей показали, что это не так. Дело в том, что на низком каденсе круговому педалированию действительно мешает не только разная сила отдельных мышц, но и вес ног, который давит вниз и который необходимо поднять обратно в 12-часовую точку. Но. С ростом каденса добавляется другой фактор — инерция. И чем быстрее педалирование, тем этот фактор выше. И начиная с каденса примерно в 80 оборотов в минуту этот фактор становится уже более значимым, чем гравитация. И вот тут овал становится более эффективен. Оказалось, что некоторые отличные овалы могут проигрывать на каденсе 40, но уверенно выигрывать на 80-120 оборотах.
Слетевшая во время гонки цепь сводит на нет весь выигрыш от овалов...Что говорит про стабильность цепи эксперт Sky: «Наши механики сказали, что опасность падения цепи — не вариант, поэтому они поставили успокоители. Цепь может слетать и с круглых звезд, но с нестандартными звездами это реальная проблема».
Когда валят спринт с мощностью за 2 кВт и каденсом 130 - это реально проблема
Обратите внимание на цепь Сагана
Re: Овальные звёзды. (тест)
Там ещё и степень овальности важна. С этим тоже играются.
От себя скажу, для КК, я от овала отказался. По прямой, да, с ним денамичнее набор скорости.
От себя скажу, для КК, я от овала отказался. По прямой, да, с ним денамичнее набор скорости.
Veni, vidi, vici
Веломастерская 095 016 три8 4о
Изготовлю крепкие и лёгкие Вело багажники на заказ.
Стойки для велосипеда
Веломастерская 095 016 три8 4о
Изготовлю крепкие и лёгкие Вело багажники на заказ.
Стойки для велосипеда
Re: Овальные звёзды. (тест)
Юзаю овал на найнере 38т, с овальностью 19%. Интересные ощущения, ноги хорошо качает. Когда на гинку поставил обычную 32т то в подъемы залетал) Имеет место быть, особенно на длинных дистанциях.